Паоло коэльо алхимик краткое содержание. Наука алхимия

Свои исследования автор начал в середине семидесятых. В то время он все свои деньги тратил на книги по алхимии и знакомился с другими алхимиками, но его «усердие и рвение не давали абсолютно никаких результатов». Книги были написаны замысловатым языком, а мнимые алхимики тщательно охраняли свои секреты.

В 1973 году он совершил некую серьёзную ошибку и прекратил изыскания. В 1981 году автор встретил Учителя, который вернул его «на прежнюю стезю». Учитель делил алхимиков на три типа: одни любят неопределённость, поскольку не знают своего предмета; другие знают его и понимают, что «язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку»; третьи не знают об алхимии, «но сумели всей жизнью своей открыть Философский Камень». Об алхимике третьего типа и пойдёт рассказ.

Часть первая

Юноша Сантьяго, пасущий овец на просторах Андалусии, решает переночевать в полуразвалившейся церкви, возле алтаря которой выросло огромное дерево. Уснуть молодому человеку удаётся нескоро - Сантьяго думает о девушке, живущей в том городе, куда он должен прийти через четыре дня. Год назад её отцу, торговцу-суконщику, юноша продал шерсть трёх овец. Сейчас сделка должна повториться, и пастух надеется снова увидеть девушку, с которой проговорил тогда полдня. Дочь торговца обратила внимание на юношу только потому, что тот читал толстую книгу, ведь не каждый пастух умеет читать.

Родители Сантьяго, простые крестьяне, мечтали, чтобы сын стал священником. Ради них юноша пошёл учиться, но «тяга к познанию мира пересилила стремление познать Бога». Однажды Сантьяго признался, что хочет путешествовать. Отец сказал: «Для бедного человека возможность путешествовать только одна - стать пастухом». Он отдал сыну все свои сбережения, состоявшие из трёх старинных золотых, и Сантьяго купил отару овец. За два года юноша научился их пасти и исходил всю Андалусию.

Ночью в разрушенной часовне Сантьяго уже второй раз видит сон: ребёнок подхватывает его на руки, относит к египетским пирамидам и сообщает о кладе, который Сантьяго отыщет, если попадёт к пирамидам снова. Утром, направляясь в город, пастух решает зайти к цыганке, которая толкует сны. Войдя в лачугу старухи, юноша рассказывает ей свой сон. Старуха заявляет, что у пирамид Сантьяго действительно найдёт клад, и требует за труды десятую часть сокровищ. Пастух не верит цыганке.

Ожидая, когда солнце поднимется выше, Сантьяго читает книгу на площади городка. Рядом садится неизвестный старик и затевает разговор. Юноша не расположен беседовать, однако незнакомец начинает задавать вопросы, и ему приходится отвечать. Наконец Сантьяго теряет терпение и собирается уходить. Тогда старик, назвавшийся Мелхиседеком, обещает научить юношу, как добраться до сокровищ, если тот отдаст ему десятую часть своей отары.

Сантьяго решает, что старик в сговоре с цыганкой, но тут Мелхиседек берёт веточку и пишет на дорожной пыли историю жизни юноши со всеми её тайнами. Старик представляется царём Салима, одним из тех бессмертных, кто направляет людей на Свою Стезю. В доказательство царь распахивает бурнус, под которым обнаруживается нагрудник из чистого золота и драгоценных камней.

Душа Мира, где записаны все судьбы, «питается счастьем человеческим» и другими сильными чувствами, поэтому и стремится осуществить желание любого человека, если оно очень сильно. Человек же обязан до конца пройти Свою Стезю, чему будет способствовать вся Вселенная. Старик появляется перед тем, кто собирается свернуть со Стези, и возвращает его обратно. Стезя Сантьяго - поиски клада. Старик просит пастуха пригнать завтра десятую часть отары в обмен на рассказ о том, как найти сокровища, и исчезает за углом.

Юноша думает весь оставшийся день и всю ночь, а на следующий день пригоняет Мелхиседеку запрошенных овец, остальных продаёт. Старик говорит, что Сантьяго должен идти в Египет, а приведут его туда знаки. Царь даёт юноше два камня со своего нагрудника - белый Урим, означающий «да», и чёрный Тумим, который значит «нет». В трудную минуту они помогут Сантьяго.

Расставшись с Мелхиседеком, юноша покупает билет на пароход и через два часа оказывается в Африке, в арабской стране с незнакомым языком и обычаями. В маленькой харчевне портового города Танжера к Сантьяго подходит молодой человек, говорящий по-испански. Сантьяго так рад, что выкладывает тому все свои планы. Молодой человек обещает проводить его до Египта, который находился за Сахарой. Они идут покупать верблюда на базар, где новый знакомый убегает с деньгами юноши.

Ночь Сантьяго проводит на базаре. Утром он вспоминает о камнях и собирается обменять их на билет домой, но потом решает спросить. Камни говорят ему, что старик всё ещё с ним. Сантьяго оглядывается без прежнего страха и видит вокруг новый и интересный мир, который ему предстоит исследовать. Он покидает базарную площадь и набредает на лавку, где продаётся хрусталь. Хозяин лавки берёт его на работу.

Часть вторая

Торговец Хрусталём всю жизнь мечтал посетить священную Мекку, но боялся, что после осуществления мечты ему незачем будет жить на свете. Сантьяго меняет жизнь Торговца. Благодаря идеям юноши торговля снова процветает, а Сантьяго достаётся хороший процент с продаж. За полгода юноша выучил арабский язык и скопил немало денег. Теперь он собирается вернуться в родную Андалусию богачом. Египет стал для него такой же мечтой, как Мекка - для Торговца Хрусталём.

Собирая вещи, Сантьяго находит старую сумку и в ней - камни Мелхиседека. Они напоминают юноше о Своей Стезе. Если он вернётся в Испанию, то опять станет пастухом, другой возможности попасть к пирамидам не представится. Подумав, Сантьяго решает отправиться в Египет.

Один из поставщиков привозил хрусталь с караванами, пересекавшими пустыню. Сантьяго отправляется на торговый склад, где знакомится с англичанином-алхимиком. Много лет тот изучал алхимию по книгам, а теперь, следуя знакам, направляется в оазис Эль-Фаюм, где живёт великий маг и алхимик, уже создавший и Эликсир Жизни, и Философский Камень. Англичанин надеется попасть к нему в ученики.

Караван отправляется в путь, и Сантьяго погружается в великое безмолвие Сахары. Раньше он учился Всемирному Языку у овец и у хрусталя, теперь же у юноши есть лучший учитель - пустыня.

Иногда по ночам к их костру подходят бедуины и рассказывают новости. Так до каравана доходит весть о войне между племенами. Теперь путешествовать становится опасно, а вернуться - невозможно. Погонщик каравана решает: «Мактуб», что значит «будет так, как написано». С того часа костров по ночам не зажигают.

Всё это время англичанин не отрывается от книг. Сантьяго рассказывает ему свою историю, которая изумляет англичанина. От учёного юноша узнаёт о Душе Мира, где сплетаются судьбы человеческие. После беседы у англичанина возникает желание послушать души пустыни и каравана, а у Сантьяго - прочесть книги алхимика. Из этого, однако, ничего не выходит. Книги юноша находит очень странными, а англичанин не слышит голоса пустыни.

Караван идёт теперь и по ночам. Вскоре на горизонте возникает длинный ряд пальм - оазис Эль-Фаюм. Там Алхимик ждёт избранного, чтобы прошептать ему на ухо «часть своих тайных знаний». Маг знает, что избранный придёт с этим караваном.

Оазис оказывается огромным и процветающим. Погонщик каравана хочет переждать здесь войну - по законам пустыни оазис является нейтральным убежищем. Отдохнув, англичанин просит у Сантьяго помощи в поисках Алхимика. Они ищут мага двое суток, но безрезультатно: никто не хочет им помочь, люди пустыни боятся колдунов.

Во время поисков Сантьяго встречает у колодца девушку и с первого взгляда понимает, что она - его суженая. Любовь появилась, когда они встретились глазами. Сантьяго воспринимает это как Знак. Девушку зовут Фатима, и она показывает, где найти Алхимика.

Англичанина в ученики Алхимик не берёт - тот знает только свои книги, по которым научиться алхимии невозможно. Алхимик велит учёному продолжать свои опыты, надеясь, что когда-нибудь англичанин научится говорить с Душой Мира без книг. Сантьяго же ежедневно встречается с Фатимой у колодца. Он просит девушку стать его женой. Она любит юношу, но не хочет, чтобы ради неё он отказался от Своей Стези. Девушка верит: если она часть Стези любимого, то он вернётся к ней.

Сантьяго по-прежнему учится у пустыни. Однажды он отходит далеко от оазиса и видит в небе двух дерущихся ястребов. Глазам юноши предстаёт видение: воины с обнажёнными саблями входят в оазис. По совету погонщика Сантьяго идёт к вождям и рассказывает о своём видении. Вожди долго спорят. Нападать на оазисы запрещает закон, но и в предсказания люди пустыни верят. Наконец вожди решают вооружить своих воинов и приготовиться. Если же нападения не будет, Сантьяго лишится жизни. Юноша ни о чём не жалеет, ведь пережитых им приключений хватит на десяток пастухов.

Ночью юноша не спит. Он бродит по залитому луной оазису, когда на него вихрем налетает всадник огромного роста с обнажённым мечом. Он грозно спрашивает юношу, зачем тот разгадал видение, поведал о нём вождям и вмешался в предначертания Аллаха. Ничуть не испугавшись, Сантьяго говорит, что идёт Своей Стезёй. Всадник оказывается Алхимиком. Пугая юношу, он испытывал его. Алхимик велит Сантьяго разыскать его после боя.

Наутро на оазис нападают, но его жители к этому готовы. После битвы вожди щедро одаривают юношу и предлагают ему стать Главным Советником. Вечером Сантьяго находит шатёр Алхимика. Маг считает юношу тем самым избранным, которого ждал. Учить его Алхимик не собирается - Сантьяго уже знает всё, что необходимо. Маг хочет помочь юноше добраться до пирамид, однако Сантьяго снова сомневается, надо ли ему это сокровище, ведь у него есть Фатима, деньги и высокая должность. Алхимик говорит, что, покинув Свою Стезю, Сантьяго станет богат, но всю жизнь будет мечтать о пирамидах. Богатство не принесёт ему радости, а любовь продлится недолго, ведь это будет не его Стезя.

Юноша продаёт верблюда, покупает лошадь и вместе с Алхимиком покидает оазис. По дороге они беседуют. Когда-то все тайны алхимии были начертаны на грани изумруда. Предки Алхимика передавали эти тайны из поколения в поколение. Сам Алхимик невероятно мудр, так как владеет и Философским Камнем, и Эликсиром Бессмертия. Маг учит Сантьяго одному - слушать своё сердце, «ибо оно сродни Душе Мира и когда-нибудь вернётся в неё». Учится юноша быстро. Через неделю он уже умеет слушать своё сердце и успокаивать его.

До пирамид остаётся два дня пути, когда воины в голубых одеждах захватывают путников. Их приводят в шатёр вождя и допрашивают. Алхимик отдаёт вождю деньги юноши, а потом называет Сантьяго величайшим магом, умеющим превращаться в ветер. Вождь желает увидеть это и соглашается подождать два дня. Сантьяго боится, ведь он не умеет превращаться в ветер, но Алхимик убеждён, что человек, идущий Своей Стезёй, «знает и умеет всё».

Через три дня Сантьяго забирается на вершину скалы, стоящей возле лагеря. Он обращается к пустыне и просит превратить его в ветер, но пустыня не может этого сделать: только любовь способна превратить человека в кого угодно, однако пустыня не знает, что такое любовь. Пустыня даёт Сантьяго «пески, чтобы ветер мог взвихрить их». Юноша обращается к ветру с просьбой научить становиться подобным ему, но и ветер ничего не знает о любви. Он советует юноше обратиться к солнцу и раздувает тучу пыли, чтобы человек смог взглянуть на светило. Солнце видит Душу Мира и говорит с ней, однако о человеческой любви ничего не знает. Превратить Сантьяго в ветер оно тоже не может.

Солнце не хочет, чтобы кто-то усомнился в его мудрости, и посылает юношу к Руке, Написавшей Всё. Услышав это, ветер ликующе вскрикивает и дует с небывалой силой. Повернувшись к Руке, Сантьяго ощущает, как Вселенная погружается в безмолвие, и не смеет его нарушить. Тут сила Любви затопляет его сердце, ибо он понимает, что именно Рука вывела все знаки на его Стезе. Юноше становится ясно, что Душа Мира - «лишь часть Души Бога, а Душа Бога - его собственная душа. И он может творить чудеса».

Ветер, дувший в тот день, стал легендой. Когда он стихает, Сантьяго находят на другом конце лагеря. Его колдовство пугает арабов, а Алхимик преисполняется гордости за своего ученика. Вождь отпускает их и даёт воина в провожатые.

Вскоре они добираются до коптского монастыря. Там Алхимик с помощью Философского Камня превращает кусок свинца в золото. Он делит его на четыре части: одну отдаёт монахам за гостеприимство, другую берёт себе, третья достаётся Сантьяго взамен денег, отданных арабам, а четвёртую часть маг оставляет в обители, чтобы юноша забрал золото на обратном пути.

Дальше Сантьяго идёт один. Добравшись до пирамид, юноша слушает своё сердце, и оно подсказывает ему, где находится сокровище. Он копает песок всю ночь. Под утро на него нападают дезертиры, сбежавшие с войны. Они обыскивают Сантьяго и забирают золото, а потом заставляют копать. Сокровищ всё не находится, и грабители избивают юношу до полусмерти. Он рассказывает им о сне, который привёл его к пирамидам. Главарь называет его глупцом. Самому главарю тоже когда-то снился сон о сокровище, которое спрятано в корнях большого дерева, выросшего у алтаря полуразрушенной часовни в Испании. Дезертиры бросают избитого юношу и уходят, но Сантьяго счастлив - теперь он точно знает, где искать сокровище.

Эпилог

На золото, оставленное Алхимиком в монастыре, Сантьяго добирается до знакомого дерева. Он вспоминает причудливый путь, который вернул его в то место, где он когда-то пас овец. Из-под корней дерева он выкапывает ларец, полный старинных золотых монет и других драгоценностей. Юноша кладёт в ларец и камни Урим и Тумим - это тоже его сокровища. «Жизнь и в самом деле щедра к тем, кто следует Своей Стезёй», - думает Сантьяго. Десятую часть клада юноша собирается отвезти старой цыганке. Теперь он может вернуться к любимой.

Есть книги, которые издаются миллионными тиражами и не теряют своей актуальности для новых поколений, что делает произведение бессмертным. Одной из таких книг является роман "Алхимик" Пауло Коэльо. Бразильский писатель стал одним из самых читаемых авторов на земле. В 1998 году журнал "Лир" опубликовал список, согласно которому, Пауло Коэльо оказался на втором месте среди самых читаемых авторов в мире. Спросите любого, что написал Коэльо, и вы наверняка услышите название его самой известной книги - "Алхимик". Отзывы бразильских критиков на все творчество писателя в целом расходятся с его мировой популярностью, они считают, что Коэльо незначительный писатель, а его работы слишком просты и ориентированны на рынок. Но, не смотря на это, самой продаваемой книгой в истории Бразилии остается "Алхимик". Купить международный бестселлер можно и в России, книга вышла уже на 67 языках мира, и даже упомянута в Книге рекордов Гиннеса. Трудно поверить, что его стремление писать шло в разрез с желаниями семьи. И только после третьего курса принудительного лечения в психиатрической клинике, его семья смирилась с выбором Пауло. "Алхимик" рассказывает нам именно об этом - о трудностях жизни, которые постоянно встречаются на пути человека, но никогда не нужно отчаиваться, стоит бороться и идти до конца. Написанная в конце предисловия библейская притча говорит нам о том, что книга эта символическая. И чтобы понять ее нужно не только читать сюжет, но думать над каждым словом, смотреть в глубь написанного. До шестнадцати лет Сантьяго учился в семинарии и его родители хотели, чтобы сын стал священником. Но юношей владела тяга путешествовать, он оставил родителей и стал пастухом. И вот уже два года Сантьяго бродит с места на место со своими овцами, и непонятно, то ли овцы переняли привычки своего пастуха, то ли сам Сантьяго привык к овечьему распорядку и просыпается вместе с ними. Находясь в полном одиночестве, ему не остается ничего другого, как разговаривать со своей отарой о том, как мало радостей в жизни пастуха, читать овцам книги и делиться новостями. Но в последнее время он больше вспоминает о девушке, с которой разговаривал год назад. Увидев ее один раз, он захотел остаться с ней навсегда, чтобы дни его не были похожи один на другой. И вот он снова увидит ее через четыре дня, в той же лавке, где стриг своих овец. Но не только предстоящая встреча не дает покоя Сантьяго, вот уже дважды ему снится один и тот же сон, что возле египетских пирамид его ждут сокровище. А ведь жизнь тем и интересна, что позволяет сны сделать явью. Сможет ли Сантьяго не пройти мимо знаков судьбы и, пройдя все испытания, достичь своей цели в поиске сокровища? Ведь каждый человек может придти к успеху, если он четко решил для себя, каким должен быть этот успех. Путь Сантьяго вдохновил многих читателей на преодоление трудностей в достижении поставленных целей. Возможно, вы станете следующим в цепочке успешных людей.

Где я посещал Зимние Олимпийские игры, у меня было много времени на чтение.

Краткое содержание романа "Алхимик" Коэльо
Повествование романа Паоло Коэльо "Алхимик" идет о молодом человеке по имени Сантьяго. Сантьяго - пастух овец. Вопреки родителям, которые хотели его видеть священником, Сантьяго ушел в пастухи, так как его манили путешествия. Однажды он остановился на ночлег в заброшенной церкви, и ему приснился сон, который снился уже ранее: в своем сне Сантьяго шел к егопетским пирамидам, чтобы найти сокровище.

Сантьяго пошел к цыганке, чтобы она растолковала его сон. Она разъяснила его сон в обмен на обещание отдать ей одну десятую сокровищ, которые Сантьяго обнаружит. Сантьяго ждет момента, пока он снова сможет увидеть дочь суконщика, которая ему понравилась в прошлый приход. До этого события остаются считанные дни. Незадолго до этого ему встречается чудесный старик, который называет себя царем Салима. Старик уговаривает его пойти за сокровищами и дает 2 волшебных камня, которые помогут найти ответ в сложной ситации. За свою помощь старик просит у Сантьяго одну десятую его стада.
Сантьяго колеблется, но все же решается поехать в Египет, получив и истолковав несколько знаков. Он продает стадо своему другу, который, оказывается, давно мечтал стать пастухом, и недождавшись встречи с дочерью суконщика, отправляется в путь.

Переплыв через Гибралтарский пролив, он оказывается в Танжере. Там к нему в доверие втирается мошенник и оставляет его без денег. Это обстоятельство не сбивает Сантьяго с пути: он устраивается в лавку, торующую хрусталем, и за короткое время помогает хозяину расширить бизнес и зарабатывать гораздо больше. Сам Сантьяго заработал гораздо больше, чем потерял, и, спустя какое-то время, снова отправляется в путь, к пирамидам. Он встречае англичанина, который также терпеливо следует по своему пути - он хочет стать алхимиком. Они присоединяются к каравану, идущему через пустыню. В пути Сантьяго роднится с пустыней и начинает ее чувствовать, как что-то живое. В оазисе, где они сделали долгую остановку, он влюбляется в дитя пустыни, красивую девушку по имени Фатима, которая обещает его ждать, пока он ходит по пустыне. Однажды Сантьяго почувствовал, что к оазису приближаются враги, и сообщил об этом вождям, которые ему поверили, но в случае его ошибки обещали его убить. Враги действительно напали, были побеждены, а Сантьяго стал советником вождей. После этого случая Сантьяго нашел Алхимик, которого так искал англичанин, сопровождавший караван.

Алхимик и Сантьяго едут к пирамидам, чтобы найти сокровища, которые Сантьяго видел во сне. В пути Сантьяго еще более совершенствуется и учится чувствовать себя, свой путь, пустыню. И когда их хватают враги, Сантьяго обращается в ветер, победив пустыню, солнце, ветер.

У самых пирамид на Сантьяго нападают разбойники, бьют его и отбирают все золото. Сантьяго рассказывает, что он следует за своей мечтой, по своему пути, который направлял его к пирамидам. Один из разбойников поднимает его на смех и рассказывает, что ему тоже снился сон, что он должен пойти в Андалусию (откуда Сантьяго родом) и найти сокровища в старой церкви (где ночевал Сантьяго).

Сантьяго возвращается домой и находит несметные сокровища в старой церкви.

Смысл
Вероятно, главной идеей "Алхимика" Пауло Коэльо является важность поиска и следования своему пути ("своей стезе"), которая, в отличие от судьбы, может меняться при желании и усилиях человека. Ведь, если человек хочет что-то, то "вся Вселенная этому помогает". Также Пауло Коэло подчеркивает, что основным сокровищем является познание себя и мира, а не материальные ценности.

Вывод
Книга совершенно не поразила. Но и плохой назвать ее не могу. Ничего особенного. Много образности и иносказательности, иногда это очень мешало пониманию. Поэтому книгу Пауло Коэльо "Алхимик" можно читать, а можно и пропустить. На всякий случай рекомендую :)

Пауло Коэльо, известный бразильский писатель, рассказывать о котором с одной стороны просто, а с другой очень тяжело. Просто, потому что вся его философия говорит нам о том, что счастье человека зависит только от него самого. Это философия силы и уверенности в завтрашнем дне. Тяжело, потому что передавать своими словами мысли этого великого человека весьма неблагодарное занятие. Без сомнения лучше один раз прочитать книгу самого Коэльо, чем в сотый раз читать то, что пишут о нем другие.

Пауло Коэльо, великий мастер, учит нас о том, что в жизни нужно не только брать, но и отдавать. Меняя свое восприятие мира посредством книг, фильмов и музыки, мы берем от этого мира самое важное. Очень хорошо, что в нашем мире есть люди, готовые отдать часть себя, чтобы помочь другим сделать их жизнь лучше. Философия Коэльо заключается в том, что жить только ради себя глупо, не интересно и бездарно. Главное – это уметь помогать другим и быть полезным обществу.

В первую очередь Пауло Коэльо – это известный писатель, «алхимик слова», написавший не один бестселлер, которые разошлись многомиллионными тиражами. Его книги читают на 70 языках в 150 странах мира. А всего романы Коэльо были изданы в количестве более 100 млн. экземпляров!

«Алхимик» стал настоящим рекордсменом, попав в книгу рекордов Гиннеса как писатель, книга которого еще при жизни была переведена на самое большое количество языков, а именно 67. Он также стал автором самой продаваемой книги за всю историю Бразилии.

Вы не найдете имя Пауло Коэльо в списке Форбс, в отличие от Стивена Кинга и Даниэлы Стил. Но именно его цитируют президенты, а это и есть настоящее признание для талантливого писателя. Во время своего визита в Рио-де-Жанейро Барак Обама говорил словами Коэльо из знаменитого романа «Валькирии»: «Силой нашей любви и нашей воли мы можем изменить нашу судьбу и судьбы многих других людей».
Талант Пауло Коэльо был оценен по достоинству еще при жизни писателя. Он стал членом Бразильской литературной академии и был удостоен множества почетных наград.

Успех Коэльо стал настоящим феноменом массовой культуры. Его трудами зачитываются люди всех возрастов, обоих полов и самого разного уровня достатка. Сам Коэльо считает для себя главной наградой то, что его книги объединяют людей, делают их жизнь лучше и ярче.

Говоря об успехе, каждый из нас в первую очередь представляет себе миллиардеров и олигархов. Пауло Коэльо нельзя отнести к их числу, и все же изучение истории его жизни способно помочь тем, кто стремится к достижению своих целей.

Для многих людей мерилом успеха являются деньги. Чем их больше, тем более успешным считается их обладатель. Но это в корне неверно. Для того чтобы считаться успешным, вовсе не обязательно быть самым богатым человеком на земле. Пауло Коэльо, например, человек довольно обеспеченный, но его успех в первую очередь связан с тем, что он смог найти свое призвание по жизни, хотя далось это совсем нелегко. Популярность пришла к писателю уже в довольно зрелом возрасте, и только после того, как ему прошлось пройти через множество нелегких испытаний. Вера Коэльо в собственные силы не раз проходила проверку на прочность. И каждый раз он упорно шел к своей цели несмотря ни на что и уже этим заслужил право на уважение.

Многие богатые и успешные люди достигают высот за счет окружающих их людей. Они идут по головам, не задумываясь над тем, что своими поступками нередко разрушают чьи-то судьбы. Пауло Коэльо выбрал для себя совсем иной путь. Путь, на котором движущей силой стало желание помогать людям, делать их жизнь лучше.

В чем секрет Коэльо? Возможно, он сумел разгадать смысл бытия? Отнюдь. Сам писатель считал жизнь величайшей загадкой, которую нужно просто принять и не тратить свое время на поиск ответа на вопрос, какой в ней смысл. Каждый из нас должен сам наполнить свою жизнь смыслом и тем, что важного именно для него.

Возможно, Коэльо удалось открыть какую-то алхимическую формулу, которая позволяет превратить трудности в настоящую удачу? А вот это уже похоже на правду. Ведь весь жизненный путь писателя был полон испытаний и преград: он лечился в психиатрической клинике, был наркоманом, его даже пытали. И тем не менее, ему удалось добиться успеха. Сам Коэльо, оглядываясь назад, или читая о себе в интернете, не перестает удивляться: «Неужели я и есть этот человек?»

Биография Пауло Коэльо

Все началось в далеком 1947 году, когда 24 августа в Рио-де-Жанейро в семье инженера Педро и его жены Лижии родился мальчик по имени Пауло. Маленький Пауло уже в семь лет точно знал, что хочет стать писателем, что очень удивило его родителей. Примерно в это же время он пошел в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы.

В 2006 году Коэльо написал роман под названием «Подобно реке», в котором мать одного из героев, маленького мальчика, предлагала тому сначала выучиться на инженера, а книги писать в свободное от работы время. А мальчик на это отвечал:

« - Нет, мама, я хочу быть только писателем, а не инженером, пишущим книги».

Похоже, так говорил и сам Пауло когда-то. Он мечтал стать писателем с 7 лет и остался верен своей мечте на протяжении всей жизни. Хотя воплотить ее смог только через 30 лет. Для такого долгого ожидания были свои причины.

Бразилия 60-х годов была страной с жесткой военной диктатурой. Для того чтобы выжить в таких условиях нужна была реальная профессия – инженера или юриста. Родители приложили массу усилий, чтобы отговорить своего сына от идеи стать писателем. И им это удалось. Пауло поступил в университет Рио-де-Жанейро на юридический факультет. Но ничего хорошего из этой затеи не вышло. Коэльо бросил учебу, причем очень быстро.

Пауло был совершенно неуправляемым и даже асоциальным, постоянно нарушая принятые нормы поведения. В попытке помочь своему сыну родители приняли решение положить его в психиатрическую лечебницу с весьма жестким подходом к лечению. Пауло было всего 17 лет, а он уже на собственной шкуре испытал, что такое электрошок. Он убежал из клиники, но его вернули обратно. Он снова сбежал. Вторая попытка оказалась более удачной. Молодой Коэльо примкнул к любительскому театру, но совсем ненадолго.

Отсутствие денег вынудило его вернуться в родительский дом, после чего он снова угодил в «психушку». Всего Пауло пришлось пройти три курса лечения. После последнего из них родители смирились с тем, что их сын никогда не будет таким как все. Сам Коэльо признавался, что не держит зла на своих родителей и не хочет тратить свою жизнь на обиды и обвинения. Пауло примирился со своим прошлым, считая его неотъемлемой частью своего пути. Ведь без него он вряд ли бы оказался там, где хотел.

То, что Коэльо пришлось пережить за эти годы, помогло ему в работе над романом «Вероника решает умереть», который вышел в 1998 году. Чувства главной героини были описаны настолько умело, что каждый читатель буквально чувствовал ту боль, которую ей приходилось переживать. Через год на пленарном заседании конгресса Бразилии были зачитаны отрывки из романа, что помогло, наконец, завершить многолетнее обсуждение закона «О запрещении насильственной госпитализации» его успешным принятием.

Роман был экранизирован в 2009 году. Режиссером проекта стала Эмили Янг, а главную роль сыграла Сара Мишель Геллар.

Познавая окружающий мир

Получив долгожданную свободу, Коэльо присоединился к движению хиппи, начал принимать наркотики, зачитывался трудами английского оккультиста Алистера Кроули и нелегально выпустил целых два выпуска журнала о вопросах духовности под названием «2001».

В это время Коэльо позналвал не только себя, но и окружающий мир. Он посетил Мексику, Боливию, Перу и Северную Африку, объехал всю Европу всего со 100 долларами в кармане.

На родину Пауло вернулся в 1972 году и занялся тем, что писал песни для бразильских исполнителей. С 1973 по 1982 году он активно работал с рок-певцом Раулем Сейхасом, который стал благодаря этому настоящей звездой.

В то время в Бразилии действовала организация «Альтернативное общество», в которой практиковалась черная магия. Члены общества верили в право каждого человека на самовыражение и полностью отрицали идеи капитализма. Коэльо примкнул к организации в 1973 году. Тогда же власти страны признали деятельность общества вредительской и в 1974 арестовали его членов, в том числе Коэльо, его жену и Сейхаса.

Тюрьма стала для Коэльо настоящим испытанием, которое он, по словам самого писателя, не смог пройти с достоинством. Постоянные пытки сломили его силу воли. Даже проходя мимо камеры совей жены, Пауло не мог найти в себе силы и ответить на ее просьбы сказать хоть слово. Женщина не смогла простить своего мужа, брак распался, и она даже запретила Коэльо произносить ее имя.

«Самое плохое то, что, когда ты зол, ты начинаешь реагировать, когда тебе страшно, ты не реагируешь, ты просто принимаешь. Мне понадобилось много лет, чтобы преодолеть этот страх» , – вспоминал позже писатель.

Коэльо нашел способ освободиться из заключения. Он начал вести себя настолько неадекватно, что его признали сумасшедшим и отпустили. Но писателю понадобился не один год, чтобы воспоминания о пережитом ужасе отступили. Даже будучи физически свободным, он продолжал терзаться теми же самыми страхами, что и в заключении. Сегодня Коэльо, будучи посланником ООН, делает все от него зависящее, чтобы добиться запрета пыток по всему миру.

Пауло удалось победить свои страхи, год за годом взращивая в себе смелость и уверенность. Именно это, по его мнению, и есть его главная добродетель.

В поисках вдохновения

Коэльо решил оставить все испытания в прошлом и начать жить «обычной» жизнью. Он устроился на работу в фирму звукозаписи «Полиграм» и даже женился на девушке по имени Сиссу. В поисках писательского вдохновения он вместе с супругой отправился в Лондон. Это было в 1977 году. Но уже через год они вернулись в Бразилию, поскольку попытка Пауло создать что-то стоящее так и не увенчалась успехом.
Коэльо снова идет на работу в фирму звукозаписи. В «CBS Records» он занимается созданием сюжетов для фильмов и сериалов. Но вскоре Пауло увольняют без всяких объяснений.

В это же время второй брак писателя дал трещину, и он развелся со своей второй женой. Но после встречи со старой знакомой Кристиной Оитисией, Кэльо делает третью попытку построить семейную жизнь, которая, похоже, увенчалась успехом, ведь супруги по-прежнему вместе. Пауло считает, что их секрет заключается в том, что они остаются свободными и при этом полностью доверяют друг другу.

Когда Коэльо вместе с третьей женой путешествовал по Голландии, случилось то, что изменило всю его последующую жизнь. Он встретил своего будущего учителя, члена католической группы RAM, который вернул Пауло в христианство. Роман под названием «Валькирии», вышедший в 1992 году, стал описанием этого периода жизни писателя. А его учитель там представлен в роли загадочной личности по имени «Джей» (от лат. J).

В 1986 году Коэльо решил пройти по дороге средневековых паломников к могиле апостола Иакова, пролегающей по Северной Испании, известной также как «Путь Сантьяго». Именно об этом путешествии и будет написана первая книга Коэльо – «Дневник Мага», которая вышла в 1987 году.

Алхимик Пауло Коэльо

Второй роман писателя «Алхимик» увидел свет в 1988 году. Именно в нем он сказал всему миру, что «Только одно делает исполнение мечты невозможным - это страх неудачи». Сразу после своей публикации книга Коэльо особого интереса у читателей не вызвала. Тираж оказался более чем скромным. Но Пауло верил в то, что его роман достоин большего и начал действовать: вместе с женой они рассылали книги представителям бразильских СМИ, сам Коэльо читал лекции и давал интервью направо и налево. Ему удалось заключить контракт с крупным издательством «Рокко» и это дало свои плоды. Первый же тираж романа в этом издательстве расступился очень быстро. Искренность и умение затронуть по-настоящему важные темы сделало Коэльо одним из самых любимых автором современности.

Пауло не побоялся исполнить свою детскую мечту, не смотря на свой довольно зрелый возраст. Секрет его успеха – вера в мечту и отсутствие страха. Коэльо стал писателем, и еще каким.

Многие ли из нас имеют смелость воплотить свои мечты? Да и вообще, у многих ли они вообще есть? Мы просто боимся осуществлять свои мечты, мы даже не пытаемся. Родители Пауло хотели видеть его инженером. Они были готовы объявить его сумасшедшим, лишь бы добиться своей цели. А сколько родителей выбирают такой же путь. Слава богу, не все из них пытаются упечь своих отпрысков в психушку, но ведь вполне достаточно и других, менее радикальных методов, направленных только на одно – «вырезать» будущее своего ребенка по своему лекалу. Отпрыск сопротивляется? Ничего, сломаем его, прогнем. В конце концов, это же для его пользы. Да, поистине, благими намерениями…

Даже у тех из нас, у кого есть мечта, очень часто просто не хватает воли для ее воплощения. Достаточно небольших трудностей, чтобы отказаться от заветной цели.

Уникальность Коэльо как писателя заключается в том, что он никогда не прописывает своих героев детально, до мелочей. Это дает читателям большой простор для «творческого чтения», а сам автор считает их своими соавторами.

В своих книгах писатель затрагивает вещи, которые никого не оставляют равнодушным. Но критики нередко называют творчество Коэльо примитивным и считают, что его популярность – это всего лишь мода, которая очень скоро пройдет.

Ответом Коэльо стал роман «Подобно реке», в котором автор в шуточно форме написал портрет «настоящего» писателя. Он всегда остается непонятым современниками и никогда не употребляет те 3 тысячи слов, которые есть в словарном запасе каждого простого смертного, ведь в словаре есть еще 189 тыс. слов специально для таких особенных людей.

Такая критика никак не отразилась на популярности писателя ни в Бразилии, ни за ее пределами. Сама Мадонна так отзывается об «Алхимике»: «Прекрасная работа о магии, мечтах и сокровищах прямо за порогом».

«Алхимик» – это не только супер успешная книга. Роман был поставлен на театральных сценах по всему миру. А в 2011 году экранизацией произведения занялся большой поклонник Коэльо, актер Лоуренс Фишборн, который сыграл Морфиуса в знаменитой трилогии «Матрица».

После выхода «Алхимика» в 1988 году, Коэльо вместе со своей женой отправился в 40-дневное паломничество в пустыню Мохаве, США. На это путешествие его сподвиг духовный учитель «Джей».
В последующие годы книги Коэльо выходят одна за одной: «Брида» (1990), «Мактуб» (1994), «На берегу Рио Пьедра села я и заплакала» (1994), «Пятая гора» (1996), «Книга Воина света» (1997).

Общественная деятельность

В 1996 Коэльо занял пост особого советника программы ЮНЕСКО «Духовные точки соприкосновения и межкультурные диалоги». Тогда же он вместе с женой основал Институт Пауло Коэльо, финансирование которого осуществляется исключительно за счет гонораров писателя. В задачи Института входит помощь пожилым людям и нуждающимся детям в Бразилии.

В 1998 году журнал «Лире» признал Коэльо вторым по продаваемости автором в мире. И тогда же писатель совершил турне по странам Азии и Восточной Европы. А в 1999 году Пауло стал кавалером Национального ордена Почетного легиона. Эта высокая награда была присвоена ему французским правительством.
В мае 2000 года Коэльо впервые с 1979 года, будучи немусульманским писателем, посетил Иран с официальным визитом. Но в 2011 году в этой стране его книги все-таки запретили, причем без объяснения причин.

В 2008 году свет увидел еще один роман писателя – «Победитель остается один». Книга, главным героем которой стал русский бизнесмен, написана в жанре детективного триллера с элементами гламура. Форма подачи для автора весьма нестандартна, а вот содержание вполне в духе Коэльо. Книга рассказывает о том, как мы сами усложняем свою жизнь и позволяем другим манипулировать нашими мечтами.

Коэльо в России

В 2006 году Коэльо совершил «паломничество по России», посетив Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Байкал, Владивосток и множество других городов. Вполне возможно именно это стало причиной такого выбора национальности главного героя.

Еще в 1982 году Коэльо загорелся мыслью посетить Сибирь. Он даже заказал билеты, но обстоятельства помешали поездке. И вот, спустя 14 лет писателю удалось проехать по Транссибирской магистрали и искупаться в Байкале, не смотря на то что температура воды была всего 4 градуса. Во время своей поездки Коэльо смог ощутить, насколько русские просторы «помогают душе открыться».

Страсть к путешествиям Пауло сохранил и по сей дней. Он даже обзавелся недвижимостью в нескольких странах мира, в том числе во Франции. Но Бразилию писатель по-прежнему считает самой удивительной страной, в которой люди все еще верят в духовное начало, а граница между мирским и священным практически отсутствует.

Коэльо получает большое удовольствие, делая свою жизнь как можно разнообразнее. Он постоянно изменяет ритм своих будней от «много людей» (встречи с читателями, издателями и журналистами), «отдельные встречи» (общение только со старыми друзьями в Бразилии) и до «почти никого» (жизнь в старой мельнице в маленьком селении в Перинеях почти в полном одиночестве).

«Я знаю, что знаменит. Может, в настоящее время я самый читаемый писатель в мире, но самую знаменитую книгу современности написал не я. Это книга о Гарри Поттере», - шутит писатель.

Денег, которые Коэльо заработал своим писательским трудом ему вполне достаточно. По словам самого автора, их хватит на целых три инкарнации. Поэтому он активно занимается благотворительностью: финансирует Институт своего имени, выделяет деньги на палеонтологические исследования в Бразилии, а также спонсирует перевод бразильских писателей на другие языки.

Свое свободное время Коэльо посвящает медитативной стрельбе из лука (кьюдо) и общению в интернете. Его странички есть в таких популярных соцсетях, как twitter и facebook. Читатели могут пообщаться с любимым автором и на страницах сайта www.paulocoelhoblog.com.

Против копирайта

Коэльо, в отличие от многих писателей, не имеет ничего против возможности бесплатно скачивать книги в сети. Когда его «Алхимик» был переведен на русский язык в 1999 году, Пауло полностью одобрил распространение своих книг через глобальную сеть. Жадность, считает Коэльо, никогда не приводит ни к чему хорошему. Если идея стоящая, ее не нужно защищать. Он считает, что каждый должен иметь возможность прочитать книгу бесплатно, а если она ему понравится, то купить ее на бумажном носителе. Любой настоящий писатель хочет только одного – чтобы его книги читали. И совсем не важно, где это будет: на стене, в газете, блоге или брошюре.

Своей главной задачей Коэльо считает заставить людей думать о самом важном в нашей жизни, в том числе и о смерти.

«Мне кажется, нет причины бояться старости, если ты ухаживаешь за своим внутренним садом - за своей душой. Возраст делает с человеком то же, что с вином - с годами они становятся только лучше». Так сказал Коэльо, которому в 2012 году исполнилось 65 лет.

Всей своей жизнью Пауло Коэльо доказывает нам, что считать что-либо невозможным – это настоящее преступление. В своем «Алхимике» он сказал, что «если ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось».

Пауло Коэльо: цитаты

Пауло Коэльо

Предисловие

Считаю своим долгом предуведомить читателя о том, что «Алхимик» - книга символическая, чем и отличается от «Дневника Мага», где нет ни слова вымысла.

Одиннадцать лет жизни я отдал изучению алхимии. Уже одна возможность превращать металл в золото или открыть Эликсир Бессмертия слишком соблазнительна для всякого, кто делает первые шаги в магии. Признаюсь, что Эликсир произвёл на меня впечатление более сильное, ибо до тех пор, пока я не осознал и не прочувствовал существования Бога, мысль о том, что когда-нибудь всё кончится навсегда, казалась мне непереносимой. Так что, узнав о возможности создать некую жидкость, способную на многие-многие годы продлить наше земное бытие, я решил всецело посвятить себя изготовлению этого эликсира.

Это было в начале семидесятых, в эпоху великих социальных преобразований, когда ещё не существовало серьёзных работ по алхимии. Я, подобно одному из героев этой книги, тратил скудные свои средства на приобретение иностранных книг, а время - на изучение их сложного символического языка. В Рио-де-Жанейро мне удалось разыскать двоих-троих учёных, всерьёз занимавшихся Великим Творением, но они отказались со мной встретиться. Познакомился я и с множеством тех, кто именовал себя алхимиками, владел лабораториями и за баснословные деньги сулил открыть мне тайны своего искусства; сейчас я понимаю, что они ничего не смыслили в том, чему собирались учить.

Моё усердие и рвение не давали абсолютно никаких результатов. Мне не удавалось ничего из того, о чём на своём замысловатом языке твердили учебники алхимии, заполненные бесчисленными символами: драконами, солнцами, львами, лунами. И мне постоянно казалось, что я двигаюсь не в том направлении, ибо символический язык открывает широчайший простор для неправильных толкований. В 1973 году, в отчаянии от того, что не продвинулся в своих штудиях ни на пядь, я совершил акт величайшей безответственности. В ту пору Управление образования штата Мату-Гроссу пригласило меня вести занятия по театральному искусству, и я использовал своих студентов для постановки «лабораторных» спектаклей на тему Изумрудной Скрижали. Даром мне это не прошло, и подобные эксперименты вкупе с иными моими попытками утвердиться на зыбкой почве Магии привели к тому, что уже через год я мог на собственной шкуре убедиться в правдивости поговорки «Как верёвочке ни виться, а конец будет».

Следующие шесть лет моей жизни я относился ко всему, что имело отношение к мистике, с изрядным скептицизмом. В этом духовном изгнании я сделал для себя несколько важных выводов: мы принимаем ту или иную истину лишь после того, как сначала всей душой отвергнем её; не надо бежать от собственной судьбы - всё равно не уйдёшь; Господь взыскивает строго, но милость Его безгранична.

В 1981 году я встретился с Учителем, которому суждено было вернуть меня на прежнюю стезю. Покуда он наставлял меня, я снова, на собственный страх и риск принялся изучать алхимию. Однажды вечером, после изнурительного сеанса телепатии, я спросил, почему алхимики выражаются так сложно и так расплывчато.

Существует три типа алхимиков, - ответил он. - Одни тяготеют к неопределённости, потому что сами не знают своего предмета. Другие знают его, но знают также и то, что язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку.

А третьи? - спросил я.

Третьи - это те, кто и не слышал об алхимии, но сумели всей жизнью своей открыть Философский Камень.

И после этого мой Учитель, относившийся ко второму типу, решил давать мне уроки алхимии. Вскоре я понял, что её символический язык, столько раз сбивавший меня с толку и так раздражавший меня, - это единственный путь достичь Души Мира, или того, что Юнг называл «коллективным бессознательным». Я открыл Свою Стезю и Знаки Бога - истины, которые мой интеллект прежде отказывался принимать из-за их простоты. Я узнал, что задача достичь Великого Творения стоит не перед немногими избранными, а перед всеми, кто населяет Землю. Не всегда, разумеется. Великое Творение является нам в форме яйца и флакона с жидкостью, но каждый из нас способен - в этом нет и тени сомнения - погрузиться в Душу Мира.

Похожие публикации