От редактора. Гробница рахели: история и традиции В Новое время

И др.) – младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова.

В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычной простотой патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, – любви, которую не ослабили многие годы; о хитрости, с которой Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшей и о верности Иакова к предмету первой своей любви и о его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женой, она была наказана бесплодием, быть может, за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (). Впрочем, по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына – Иосифа .

При отбытии Иакова из Месопотамии Рахиль унесла с собой и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения, вследствие какого-либо суеверия, и, когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине обыкновенного женского. После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, и погребена на дороге в Ефрафу , т. е. Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник ().

Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из I кн. Царств (). И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как иудеи, так и магометане. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница (представленная на прилагаемом при сем рисунке) совершенно сходствует с описанием библейского повествования.

Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (). Пр. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль как праматерь израильтян, осиротевшей и безутешно плачущей о сынах своих, ибо их не стало ().

Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, – дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет ().

И любимая жена Иакова

В первый раз ее имя встречается в священной истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии (Быт 29:6). Рахиль была "красива станом и красива лицом" (Быт 29:17).

Иаков полюбил Рахиль и служил Лавану семь лет, чтобы жениться на ней. Однако Лаван обманул Иакова и выдал сперва за него свою старшую дочь Лию , а за Рахиль Иакову пришлось служить еще семь лет.

Сделавшись его женой, Рахиль была наказана бесплодием быть может за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (Быт 29:31). Тоска по материнству заставила Рахиль высказать слова упрека в адрес Иакова, что было несправедливо (Быт 30:1 и след.). Впрочем по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына - Иосифа (Быт 30:22 -24).

При отбытии Иакова из Месопотамии, Рахиль унесла с собою и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, вероятно вследствие какого-либо суеверия, и когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска, скрыв их под седлом верблюда и сказав, что не может встать с него по причине обыкновенного женского (Быт 31:19 -35).

Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема , благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руфь 4:11). Прор. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль, как праматерь израильтян, осиротевшею и безутешно, плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер 31:15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, - дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф 2:18).

Гробница Рахили находится севернее Вифлеема , в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима . Гробница упоминается в 1 Цар 10:2 , однако там указано ее местоположение "на пределах Вениаминовых, в Силоме (Целцахе)" . Однако Вифлеем и его окрестности находились в уделе Иуды, а не Вениамина. Еврейские законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 вкралась ошибка. Некоторые на основании этого стиха подвергают сомнению факт захоронения Рахили у Вифлеема.

Могила Рахили у Вифлеема упоминается у раннехристианских писателей: Евсевия Кесарийского , блж. Иеронима Стридонского и др.

Французский священник Аркульф, посетивший землю Израиля в 670 г. описывает каменное надгробие без украшений. Сохранились многочисленные заметки путешественников средневековья, по которым можно судить о том как выглядела и менялась гробница Рахили.

Еврейские путешественники, начиная с испанского раввина Вениамина Тудельского (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них - большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах.

Первые сведения о месте захоронения праматери Рахили приводятся в Торе:

«И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.» - Быт.35:19

В книге пророка Иеремии при описании из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахиль провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои». - Иер.31:15–17

Эти слова, сказанные 2500 лет назад превратили гробницу Рахили в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.

Могила Рахили упоминается также в Первой книге Царств (1Цар.10:2), где сказано, что Рахиль была похоронена на границе надела . Там же, на территории колена Вениамина, находилась Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Вифлеем находился на территории . Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахили» является местом захоронения праматери Рахили.

В исторических источниках

На протяжении двух тысячелетий историки и путешественники, побывавшие в земле Израиля, описывали гробницу, находящуюся около Вифлеема.

Первое тысячелетие

Среди них отец христианской церковной истории (ок. 263-340) - римский историк, проживавший в , Путешественник из Бордо — совершивший поездку в Палестину в 333-334 гг., - церковный писатель, который жил в Вифлееме в начале V в. и многие другие.

Наибольшее число посетителей отмечается 11 хешвана - эта дата по традиции рассматривается как день смерти праматери Рахили.

Фотогалерея















Полезная информация

ивр. קבר רחל
араб. قبر راحيل
англ. Rachel"s Tomb, Kever Rakhel

Часы работы

  • 24/7, но из-за соображений безопасности временно закрыта в вс–чт: 22:30–1:30, в субботу и праздники

Адрес и контакты

Въезд в Вифлеем, Хевронская дорога, перед контрольно-пропускным пунктом на границе между Израилем и Палестинской автономией.

Традиции

Из поколения в поколение гробница праматери Рахили была местом молитвы, к которому приезжали евреи со всего мира. Вениамин Тудельский повествует об обычае паломников оставлять свое имя на надгробии. Существовали специальные молитвы, читаемые возле этого места.

Путешественник из Праги, побывавший в земле Израиля в XVII в., рассказывает об обычае приходить на могилу Рахили в полупраздничные дни и в , там молиться, слушать проповеди, есть, пить и танцевать.

В других источниках упоминается обычай молиться на могиле Рахили в траурные дни перед Тиша бе-Ав, в месяц элул и в дни Трепета между и .

Днем наиболее массового паломничества из поколения в поколение было 11 Хешвана.

Иван Бунин (1870–1953)

«И умерла, и схоронил Иаков
Ее в пути...» И на гробнице нет
Ни имени, ни надписей, ни знаков.

Ночной порой в ней светит слабый свет,
И купол гроба, выбеленный мелом,
Таинственною бледностью одет,

Я приближаюсь в сумраке несмело
И с трепетом целую мел и пыль
На этом камне выпуклом и белом...

Сладчайшее из слов земных! Рахиль!

«И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Бениамином. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.»(Бытие, 35:16-19)
Почему есть Беньямин и нет Бенсмоль? Потому что не было среди сынов Израилевых левых братьев!
Да, это конечно шутка. Но в каждой шутке есть доля шутки. А остальное правда.
И нигде в Израиле,наверное, так четко не видно арабско-еврейской проблемы как у могилы праматери Рахель. Потому как огромный, высоченный забор превратил могилу Рахели в что-то наподобие тюремного двора.

Могила эта, почитаемая евреями уже не менее тысячи лет, до начала 19 века представляла собой небольшую беседку с круглой крышей. Моше Монтифиоре достроил здание и значительно увеличил его.
Арабы сразу стали использовать пристройку для отпевания покойников на соседнем мусульманском кладбище. Пришлось евреям достроить ворота и закрывать их, открывая только для приходящих помолиться.

Во время войны за независимость могила оказалась на территории Иордании и на протяжении 19 лет доступ евреям туда был закрыт.
После 6-ти дневной войны 67-ого года евреи вернули себе святое место, но в 95-ом сами же отдали ново созданному образованию под названием "палестинская автономия".
Арабы сразу же попробовали поменять Рахели пол и вероисповедание, переделав ее в мусульманского шейха - первого муэдзина Мухамеда.
Вся эта политическая вакханалия завершилась строительством огромного забора по обе стороны от дороги, ведущей к могиле Рахели. За одним забором - Вифлиеем, за другим - просто поля с масличными деревьями, мусульманское кладбище и одинокий жилой дом.

По дороге этой идти пешком нельзя из-за опасности, что могут кидать камни прямо со стены, поэтому нам пришлось подождать тремпа. Ждали не долго, т.к. еврейские машины едут к могиле постоянно.

Рахель - праматерь колена Иосифа и Биньямина, считается матерью и заступницей всего еврейского народа и около ее могилы всегда многолюдно. Кроме всего прочего, считается, что молитва тут помогает решить проблемы с бесплодием.

Но самого здания с круглым куполом уже не видно. Только на картине, нарисованной прямо на заборе безопасности.
Тщетно я пыталась обойти здание со всех сторон, из тюремного двора нет выхода.

И все-таки немного за забором видно частичка белого купола:

Так еврейский народ защищает Рахель, которая защищает своих сыновей. Грустно.
«Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.» (Иеремия, 31:15)

Считается что, проходя в вавилонское изгнание, народ проходил именно возле могилы Рахель и только благодаря ее заступничеству Всевышний простил евреям их грехи и позволил вернуться на родину.
Впрочем, в таком случае, могила должна быть на севере от Иерусалима, а не на юге. Как раз около Рамы Беньяминовой.

С поселения Адам хорошо видна эта дорога праотцов. Новое шоссе, но проложено по древнему пути. И на обочине есть очень странные сооружения. Раскопки показали, что построены они были примерно в 18 веке до н.э., в период праотцов, и очень возможно были постаментами над захоронением.

Впрочем, эти древние постаменты обнаружены только недавно, после 67-ого года, когда Шомрон и Биньямина стали доступными для израильских археологов. И главные открытия еще только впереди.
А могила Рахели на хевронской дороге, около Вифлеема, является святым еврейским местом уже не менее тысячи лет. Это по самым скромным подсчетам. А может и более двух с половиной тысяч лет. Ведь когда евреи вернулись из вавилонского плена, Шомрон и Биньямина тоже не сразу вошел в состав Иудеи. История повторяется и,главное, мы уже вернулись!

На прошлой неделе побывал на могиле праматери Рахели. Жизнь которой (как и жизнь её семьи) подробно описана в еврейской Торе, часть которой по-совместительству является ещё и христианским Ветхим заветом. Поэтому для обеих религий это захоронение -- святое место. В путеводителях пишут, что для мусульман место тоже священно, но евреи из местной религиозной школы, ешивы, говорят, что, да, христиан здесь бывает много, а вот мусульман не видели.

В отличие от многих других библейских героев, Рахель имеет только одну могилу. Потому что у некоторых ветхозаветных персонажей их бывает и 2, и 3, и 4. Скажем, евреи считаю, что человек похоронен здесь, христиане -- там, мусульмане-шииты обустраивают мавзолей в третьем месте. А есть ещё сунниты, друзы...
Сохранилось множество разновремённых письменных упоминаний об этом захоронении. Самые старые из них насчитывают уже более двух тысяч лет.

Первые впечатления начинаются приблизительно за километр. Дело в том, что могила находится на территории Палестинской автономии. Совсем рядом с Иерусалимом. Чтобы обезопасить паломников, израильтяне воздвигли вокруг гробницы высокую бетонную стену. По моим прикидкам, местами до 10 метров. А сверху ещё колючая проволока. Плюс бронированные наблюдательные башни на углах. Таким же высоким забором огорожена и дорога к захоронению -- получился похожий на ущелье коридор. Над головой -- небо, а больше не видно ничего.

Лестница к закрытым металлическими заслонками наблюдательным бойницам на стене.

Более всего святое место напоминает осаждённую крепость. Но это вовсе не нагнетание атмосферы для осваивания бюджетных денег. Борьба с терроризмом и предотвращение террактов в Израиле -- вынужденная реальность.

Вход в мавзолей. Мальчики направо, девочки -- налево. У иудеев, как и у мусульман, все молельные залы поделены на мужскую и женскую половину. Мусульмане у них это позамствовали. Как и многое другое. Имеющее те истоки христианство от этой практики отказалось.
Идеи феминизма иудаизму чужды. И обычно для мужчин в синагогах отводится в разы больше места. Но, надо отдать должное, могилу Рахели, вопреки этой традиции, поделили поровну -- по справедливости. Один торец и одна боковая стена надгробия обращены к мужской части, и ровно столько же -- к женской.

Весь комплекс помещён внутрь современного здания. Там есть религиозное училище -- ешива. Где круглосуточно ведутся занятия в зале отдельной синагоги.

Под новой крышей размещается старинный склеп. Это открытая, с большими арочными проёмами средневековая беседка, к которой в середине 19 века было пристроено ещё одно похожее помещение. Сегодня и сам склеп и окружающие его залы используется, как синагога.

От входных ворот 19 века остались только столбы. Сегодня и они находятся внутри нового корпуса.

Похоже, украшенные резьбой въездные пилоны были ещё и фонтанами. Из круглого отверстия внизу, видимо, текла в каменную чашу вода.

Выполненные в традициях 19 века современные рукомойники из резного камня.

Мезуза -- футляр с написанным на пергаменте текстом особой молитвы. Крепится к косяку. Если видите такую на входе, значит, в этом доме, офисе, зале... живут, работают, собираются религиозные евреи. Справа наверху -- горящий масляный светильник. Масла там на треть -- литра полтора. Интересно, сколько времени он может гореть с полной заправки?

Арон а-кодеш -- шкаф со свитком Торы -- обязательная принадлежность синагоги. Чаще всего его закрывает расшитый занавес. В современном варианте занавеска нередко скрывает основательный огнестойкий сейф. Свиток пишется на коже, вручную -- эта работа на многие месяцы. Отсюда и по стоимости он может быть вполне сопоставим, скажем, с машиной. Поэтому обращаются со свитком бережно -- чтобы хватило его и внукам, и правнука, и их внукам...

Ещё один арон а-кодеш

В щели между сейфом и стенной нишей люди засовывают записочки с просьбами. Так сказать, письма к богу.

Надгробие накрыто белым, с вышивкой, чехлом. Сверху всё ещё закрыто прозрачной плёнкой.

Справа внизу на плёнку приклеен прозрачный кармашек для посланий. Видно, местным уборщикам уже надоело выковыривать их из всех щелей.

Кто-то стоит молится, прижавшись к саркофагу, кто-то фотографируется на его фоне.

В любой синагоге всегда масса стеллажей с книгами. Каждая книга в 10-20 экземплярах. Для разных дат и разных случаев есть разные молитвы. Поэтому одна и та же книга может одновременна понадобиться многим людям.

Похожие публикации