Контрольная работа социально-педагогическая деятельность. §2

В социальной педагогике выделяют социально-педагогический процесс. Под ним понимают динамику развития соответствующего социального явления или сложившуюся последовательность действий (педагогической деятельности) социального работника, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели.

Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показывает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается, воспитывается, развивается, в каких условиях, в течение какого времени. На каждом из этапов выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать своеобразие одного этапа от другого.

В теоретическом и практическом плане необходимы определенные критерии оценки того, что получило качественное изменение на данном этапе социально-педагогического процесса, а также технологии их выявления. В теории критерии и их показатели позволяют оценивать динамику протекания исследуемого этапа и всего социально-педагогического процесса. В практической деятельности социального работника они свидетельствуют о соответствии развития норме или проявлении своеобразного отклонения.

Рассмотрим содержание социально-педагогического процесса как развитие (изменение) какого-либо характерного социального явления, социального развития человека в целом.

В широком плане социально-педагогический процесс – это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. Такой социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и проявления человека на каждом этапе его возрастного развития. Современной возрастной психологией и педагогикой выявлены особенности развития человека на протяжении всей его жизни, выделены в нем определенные этапы (этапы возрастного развития), их качественные и количественные характеристики. Эти знания помогают социальному работнику определять цели и характер своих действий в социальной среде по отношению к конкретному человеку в зависимости от его возраста.

В узком плане социально-педагогический процесс как изменение (развитие) того или иного качества, особенностей человека, его индивидуальных возможностей представляет собой результат саморазвития, самосовершенствования, а также целенаправленного влияния социального педагога по отношению к нему, воздействия на него социальной среды.


Знание содержания, особенностей протекания процесса развития определенного качества личности позволяет специалисту предвидеть особенности его динамики и, ориентируясь на нее, организовывать и реализовывать свою деятельность.

По своей сущности социально-педагогический процесс – это целенаправленная последовательность действий социального работника (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении),

овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

Этот процесс имеет определенную структуру: он включает субъект и объект, этапы, подэтапы социально-педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата.

Всякий процесс осуществляет конкретный специалист (группа специалистов) – субъект. Этот специалист реализует ту последовательную деятельность, которая позволяет ему добиваться результативности в достижении поставленной цели.

Субъект процесса – это либо подготовленный специалист, либо родственник, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.

Позиция субъекта в воспитании определяется, прежде всего, его подготовкой, социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы социальным заказом данного общества, другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей социально-педагогической деятельности.

Вторым ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность процесса, выступает объект воспитания, его индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспитания.


Понятие «процесс» происходит от лат. processus - прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются:
а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);
б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и фор-мирования личности последнего (Т. А. Стефановская).
Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849-1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).
Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.
Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием - действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».
Внутренний педагогический процесс может отражать:
а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-педагогическое развитие человека;
б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;
в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.
Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.
По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:
а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;
б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности;
в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи - реализация частной технологии воспитательной работы.
Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер педагогического процесса.
Социально-педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Изложенное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) {внут-ренний процесс) и обусловленную им целесбобразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели {внешний процесс).
Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль - наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса.
Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его - это социально-педагогическая задача и способы ее решения.

Еще по теме § 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса:

  1. Г л а в а 3 Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования

"Социально-педагогическая деятельность" - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика - «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.
Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.
Социальные функции и задачи:
1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка),его состояние в стадии конфликта.
2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него
4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров. Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:
воспитательная
социально-правовал
социально-реабилитационная.
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.
Отдельно следует остановится на прикладных задачах социальной педагогики. Это то, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.
Одна из прикладных задач социальной педагогики состоит:
1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятий добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
2. Поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научится общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.
Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научится разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.
Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так:
воспитать делать добро
научить организовывать свою жизнь
развивать познавательные интересы
помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс со­стоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Прак­тика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качест­венные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные


изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в тече­ние какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характер­ные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.

В широком плане это, например, процесс социального развития че­ловека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека - ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности со­циального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристи­ки на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориен­тироваться в определении цели и характера социально-педагогичес­кой деятельности по отношению к нему в данных условиях.

Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реали­зации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечи­вает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообраз­ное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогическо­го процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического про­цесса и умение использовать его применительно к себе, своей профес­сиональной деятельности очень важно для социального работника.

По своей сущности внешний социально-педагогический про­цесс - это целенаправленная последовательность действий социаль­ного педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспече­ния прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогичес­кого процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.

При рассмотрении содержания социально-педагогического про­цесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен Для изучения и анализа характера деятельности по достижению опре­деленной цели. Функциональный определяет особенности профессио-


Социальная педагогика



Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 35

нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе *(по-дэтапе). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъ­екта и объекта.

Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной дея­тельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.

Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогичес­кого процесса.

Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста - как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.

Внешний социально-педагогический процесс также включает оп­ределенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следую­щие (структурный подход):

1-й - подготовительный;

2-й - непосредственной деятельности (процесс реализации вы­бранной педагогической технологии);

3-й - результативный.

В литературе чаще встречается функциональный подход при вы­делении этапов, например: диагностико-прогностический, выбора тех­нологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный.

Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутрен­него социально-педагогического процесса, цели социально-педагоги­ческой деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:


Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально- п едагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориенти­рована на конкретную личность. В зависимости от социальных про­блем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсатор­ных, или ограничений (физических, физиологических, психологичес­ких), своеобразия повседневного социального поведения можно пред­метно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:

а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с
этим социальные проблемы;

б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его по­
зитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;

в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализа­
ции, возможностей (личностных) в достижении определенной степе­
ни, активности в работе над собой, отношения к социальному работ­
нику;

г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность
для самореализации.

При взаимодействии социального работника с человеком, имею­щим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных пе­дагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:

а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;

б) сформулировать его основные социально-педагогические про­
блемы;

Показания;

Предостережения, главное назначение которых - «не навреди»;

Советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.

Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность че­ловека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к сле­дующему подэтапу.

Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания чело­века, закономерностей его развития (закономерностей развития ка­честв, свойств личности) социальный работник имеет возможность Педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внут­реннего социально-педагогического процесса и умении предсказать Динамику его проявления.

Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 37

Предметом социально-педагогического прогнозирования выступа­ют два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социаль­но-педагогическими процессами:

а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности
изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги­
ческим процессом, а именно:

Направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;

Возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;

б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально-
педагогическим процессом, а именно:

Способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;

Способность социального работника обеспечить достижение про­гнозируемой цели;

Соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.

Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии доста­точно полной информации о личности клиента, необходимой соци­альному работнику, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.

В начале своей профессиональной деятельности специалист (со­циальный работник) пользуется преимущественно учебными посо­биями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности \ и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогно­зирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобре­тает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозиро­вания перспектив своего клиента и своей социально-педагогической" деятельности.

Основываясь на личностном понимании своего социального пред­назначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особен­ностей, собственных возможностей, условий работы социальный ра­ботник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.


Цель социально-педагогического процесса - это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом.

В соответствии с целью определяются задачи, которые необходи­ло решить для ее достижения.

Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эм­пирическое создание идеальной модели целенаправленной деятель­ности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей дости­жение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или част­ный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Глав­ное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному ра­ботнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.

Выбор технологии - следующий подэтап социально-педагогичес­кого процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.

Для выбора (разработки) технологии социальному работнику не­
обходимо знать: ,

Социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

Индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;

Цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные за­дачи, которые следует решить в процессе ее достижения;

Условия реализации технологии (в специализированном центре, Дома);

Формы реализации технологии (в стационарных условиях; в до­машних условиях; в центре социального обслуживания);

Свои возможности в применении той или иной технологии;

Временные возможности для реализации технологии.

Для каждой социально-педагогической проблемы может быть не­сколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различ­ным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она вклю­чает: описание варианта социально-педагогической деятельности по

Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 39

В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из тех­нологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.

Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее опти­мальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.

Планирование своей деятельности - следующий подэтап подгото­вительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализа­ции по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий ком­плексность и интенсивность деятельности.

Как правило, реализация технологии предусматривает определен­ное методическое обеспечение - материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной дея­тельности по достижению цели.

Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социаль­ная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого дела­ется ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совмест­ной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.

Второй этап - основной - непосредственной деятельности по ре­ализации выбранной технологии с использованием совокупности мето­дов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными каче­ственно-количественными показателями. Именно ради этих подэта-пов проводится вся предшествующая деятельность.

На втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.

Завершается он достижением в той или иной степени поставлен­ной цели.

Третий этап - результативный - оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:

а) предварительная оценка результативности процесса деятель­
ности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внеш­
него социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степе­
ни человек может реализовать себя в естественной среде
жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возмож­
ность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;

б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступле­
ние данного подэтапа чаще всего зависит от результатов реабилита­
ции, перевоспитания, исправления в специализированных образова­
тельных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды
общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная
адаптация помогает не только закрепить полученные результаты дея­
тельности, но и оценить результативность всего процесса, что позво­
ляет ее считать заключительной операцией;

в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и
его результативности;

г) общие (итоговые) выводы по реализации социально-педагоги­
ческого процесса.

Для каждого внешнего социально-педагогического процесса суще­ствуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наи­более оптимальное протекание (практическую реализацию), достиже­ние рационального результата.

Каковы пути повышения эффективности деятельности социально­го работника?

Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен сле­дующими факторами, определяющими соответствующие пути его со­вершенствования:

а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к со­
ответствующей адаптации, реабилитации;

б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по
самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчер­
кивает исключительную роль самого клиента. Он выступает не пас­
сивным фактором, а активным самосозидателем;

в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса,
который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внут­
ренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации;

г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент.
Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутрен­
него социально-педагогического процесса клиента.

Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики


Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 41

Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преиму- I щественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь 1 усиления его эффективности - повышение действенности каждого \ этапа, в том числе:

Повышение качества диагностики индивидуальности клиента;

Качественная и наиболее полная социально-педагогическая ха- ] рактеристика клиента;

Умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обуслов­ленных внешним социально-педагогическим процессом;

Достаточно точное определение социально-педагогической (соци- \ ально-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) - це­левой установки внешнего социально-педагогического процесса; зада­чи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;

Умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной техно­логии;

Выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализа-1 ции;

Обеспечение качества подготовки к реализации процесса дея- | тельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально-педагогического процесса);

Обеспечение качества реализации внешнего социально-педагоги-1 ческого процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;

Обеспечение адаптации клиента после завершения реализацион- 1 ной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.

Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодейст-1 вие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и,| наиболее полная реализация их возможностей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».

2. Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагоги- 1 ческого процесса.

3. Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического про- | цесса.

4. Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего социально-педагогического | процесса.

5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических про- I цессов?

6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.

7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Внутренний социально-педагогический процесс.

2. Внешний социально-педагогический процесс в социальной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каптерее П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М„ 1982.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996.

3. Подласый ИЛ. Педагогика. М., 1996.

4. Сластенин ВА., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М, 2000.

6. Стефановская ТА. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.


Глава 4. Педагогика социального становления личности

Раздел II СОЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Глава 4 Педагогика социального становления личности

Социальное формирование личности - естественный непрерыв­ный процесс. От него зависит, каким становится человек как лич­ность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) социальное развитие человека;

2) социализация человека как социально-педагогическое явление;

3) особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни.

Тема: Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования.

План.

  1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса.
  2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.

Литература.

  1. Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. 1992. № 6.

2. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики, М., 1996.

4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса

Понятие «процесс» обозначает прохождение, продвижение.

Под процессом понимается последовательная смена состояний, закономерно следующих друг за другом, представляющих непрерывное единое движение.

Единство движения сохраняется за счет сохранения изменяющегося объекта в процессе.

Если изменяющийся объект педагогический, то и процесс называется педагогический.

Определения понятия «педагогический процесс»:

а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);

б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская).

Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849—1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).

Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.

Идеал

Фазы движения к идеалу как к цели процесса имеют внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, предтавляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».

Внутренний педагогический процесс может отражать:

а) общую картину развития человека, как его движение к идеалу (образцу, цели) процесса (это теоретический подход к понятию «процесс» - общее);

б) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности (практический подход – единичное);

в) своеобразие развития человека, относящегося к нетипичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии (специфическое, как исключения из единичного).

Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему».

По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:

а) процесс воспитания – как воздействия на человека (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще, решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;

б) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи — реализация частной технологии воспитательной работы;

в) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности.

Как связаны внешний и внутренний процессы?

Социально педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды.

Целью процесса, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему.

Социально-педагогический процесс, это целесообразная последовательность действий (социально-педагогическая деятельность) социального работника взаимодействия его с клиентом. Последовательность действий и взаимодействие обеспечивают достижение социально-педагогической цели (внешний процесс). Достижение цели приводит к развитию (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр. - внутренний процесс).

М Орг.

Клиент Э Социальный педагог

М – мотивация. Орг. – организация. Э – эмпатия. СД – совместная деятельность. Р – рефлексия. С – соорганизация.

Схема социально-педагогического процесса представлена на рисунке.

Социально-педагогический процесс представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов.

При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразнее развитие.

Системообразующим, фактором социально-педагогическою процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная его соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его — это социально-педагогическая задача и способы ее решения.

2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса

Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс состоит из стадий, периодов его развития (изменения).

Исследования возрастной периодизации психического развития человека с использованием моральных диллем продолжил Л. Колберг. Он выделял следующие уровни нравственного развития:

Преднравстпвенный уровень (от 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается.

1. На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы.

2. На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую благодаря ему можно будет извлечь.

Конвенциональный уровень (от 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей.

3. На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей.

4. На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития.

5. На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм.

6. На шестой стадии основным судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм.

У детей, начиная с 13-летнего возраста, преднравственный уровень вытесняется конвенциональным и, в меньшей мере, постконвенциональным. Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16-летнего возраста.

Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом.

Внешний СПП (социально-педагогический процесс) имеет следующую структуру:

  1. Подготовительный этап (исследовательско-диагностический).
  2. Моделирование, прогнозирование, проектирование, практическая реализация.
  3. Анализ результата (итоги).

Исследование, диагностика и выявление индивидуальности объекта воздействия. Социально-педагогическая деятельность адресна, ориентирована на конкретного клиента. Диагностика состоит из:

Выявление индивидуальных особенностей социальной проблемы, в которую попал клиент;

Индивидуальные возможности клиента, его внутренние ресурсы;

Особенности позиции человека по отношению к самореализации;

Условия среды, в которых находится клиент.

Часто необходима комплексная диагностика (врач, психолог, соц.раб.).

На основе результатов диагностики можно:

Создать социально-педагогическую характеристику клиента;

Описать основные социально-педагогические проблемы;

Моделирование, прогнозирование, проектирование.

Основываясь на информации исследования и диагностики, на личном опыте и интуиции, социальный педагог строит модель ситуации.

На основе анализа процессов модели прогнозирует:

Динамику внутренней позиции клиента по отношению к своему саморазвитию;

Целостное или частичное изменение позиции клиента к собственному саморазвитию;

Способность соц. педагога обеспечить достижение прогнозируемой цели.

В проектные действия входят: целеполагание, выбор средств (технологий).

Цель социально-педагогического процесса – это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Цель, это социальный идеал, к которому нужно приблизить клиента. В соответствии с целью определяются задачи.

Технология – путь достижения цели.

Для выбора (разработки) технологии необходимо знать:

Социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

Индивидуальные особенности клиента;

Цель и основные задачи, которые необходимо решить;

Условия реализации технологии (дома, в центре);

Свои возможности;

Временные возможности.

Реализация плана.

Анализ полученных результатов.

Изменение позиции клиента.

Изменение внутренних ресурсов.

Активность клиента.

Понятия для контроля.

  1. Педагогический процесс, социально-педагогический процесс.
  2. Внешний и внутренний педагогический процесс, их связь.
  3. Компоненты социально-педагогического процесса и их характеристики.

Вопросы и задания.

  1. Приведите примеры социально-педагогических процессов.
  2. Приведите примеры постановки социальных целей (идеалы).
  3. Какими методами диагностики клиентов вы владеете?
  4. Каким приемами мотивации клиентов вы владеете?
  5. В какой степени развита ваша эмпатичность?
Похожие публикации