Как выбрать имя по церковному календарю. Выбираем имя ребенку


Как и кто должен давать имя ребенку? В этом вопросе нет единодушия. Расскажем о православной традиции имянаречения.

Для верующего человека вопрос имени всегда имел огромное значение. Считалось, что через имя человеку передаются не только качества характера, но и судьба. Имена таких героев веры, как Исаак, Иаков и Авраам, были очень распространены в раннем христианстве. Давая младенцу подобное имя, родители хотели сделать его причастным к святости и славе, которые были у его первоначального обладателя.

На Руси вместе с принятием Православия возникла традиция давать имя в честь святых. В чем смысл традиции? С точки зрения христианства человек, который носит имя святого, обладает тесной с ним связью. Святой, доказавший свою веру и преданность Богу всей своей жизнью или мученической смертью, теперь с небес помогает человеку на его нелегком жизненном пути, отгоняет бесов, в общем, покровительствует ему.

С именем святого младенцу как будто передавались часть святости и силы. Имя святого (церковное имя) для ребенка выбиралось родителями из святцев и давалось священнослужителем при крещении.

Святцы (или церковный календарь) – это список святых, распределенный по месяцам и датам (см. ниже). Каждая дата в таком календаре - церковный праздник - день памяти соответствующего святого (приходящаяся в основном на день кончины святого). В течение многовековой истории своего существования святцы постоянно пополнялись новыми именами. Теперь Церковь отмечает день памяти какого-то святого практически ежедневно.

Сегодня, как и раньше, в христианских семьях не называют детей случайными именами - имя ребенку дают в основном в честь канонизированных святых. Обычно имя выбирается по святцам или в честь конкретного почитаемого в данной семье святого, подчеркивая свое особое к нему отношение. В день памяти своего святого человек празднует именины (См. календарь именин ).

Современный церковный календарь содержит более 1100 абсолютно разных имен. Значительная часть имен в святцах имеет славянское, греческое и древнееврейское происхождение, есть имена, возникшие благодаря латинской языковой группе. Среди них много таких, которые не только не утратили своей жизненности, но и становятся все более и более популярными. Можно с уверенностью сказать, что церковный календарь – неисчерпаемый источник имен с огромной внутренней энергетикой.

Церковный календарь (святцы) по месяцам

Январь

Узнайте о значении и характеристике имен

Женские имена
Большинство родителей, выбирая имя для своей дочери, руководствуются, помимо других причин, и его значением. Рассмотрим происхождение и значение популярных на сегодня женских имен.
.

Имя и карьера

Наряду с характером, имя определяет и профессию – на каком поприще человек сможет наиболее успешно построить свою карьеру. Имя может помочь или помешать достижению целей.

Наши предки совсем не испытывали такой проблемы, как выбор имени своему ребенку. После Крещения Руси все православные начали проводить обряд крещения детей и давали им имена святых, которые были признаны церковью. В то время и были составлены «святцы» или же православная книга имен всех святых и мучеников с датой почитания памяти их и с кратким описанием значения этого имени. Другое название этой книги – «Месяцеслов» , потому что там же расписан каждый день года месяц за месяцем. После рождения малыша родители приходили к священнику, и он давал им на выбор несколько имен святых, в день почитания которых ребенок родился. Если же на рождение выпадал «пустой» день, когда никакого святого не праздновали, или же имя родителям не нравилось, церковник давал на выбор имена других святых, почитаемых в последующие 3 дня. Проводить крестины малыша должны были на восьмые сутки после рождения. Именно за это время родители должны были определиться с выбором. Православные «Святцы» формировались многие столетия подряд. И по сей день в месяцеслов добавляются новые имена.

В современном мире вновь возрождаются православные традиции, и многие родители уже осознанно подбирают имя по церковному календарю для своих будущих малышей. Однако есть некоторые особенности, с которыми не плохо было бы ознакомиться заранее, чтобы все сделать правильно. Так, например, некоторые часто путают «именины» с днем рождения. День рождения – это день, когда человек «телесно» появился на свет, то есть родился. Именины же – это день памяти того святого, в честь которого назвали человека при Крещении. И, если в течение года именины этого святого празднуются несколько раз, то человеку нужно отмечать те, которые являются самыми близкими к его дате рождения. Именины, как и день рождения, празднуются только один раз в году.

Итак, давайте разберемся, как правильно выбрать имя по православным «Святцам» .

1. Самое первое, что должны сделать родители будущего малыша, это обзавестись «месяцесловом» на текущий год .

2. После рождения малыша родителям следует определиться с именем . Лучше всего выбирать имя того святого, который почитается в день рождения ребенка. Если же таких святых больше, то Вам повезло, ведь из нескольких имен легче выбрать то, которое нравится. Также перед окончательным решением следует прочитать биографию жизни святого. Существует такое поверие, что если малыша называют именем святого, который прожил долгу и хорошую жизнь, то и ребенок будет успешен и счастлив в жизни. Если же назвать малыша именем мученика, то и его жизнь будет полна лишений, трудностей и испытаний.

3. При выборе также могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что есть некоторые дни месяцеслова, в которые святых вообще не вспоминают, например, Рождество или праздник Преображение. Или же в день рождения девочки чтят святых только мужского рода (или наоборот). Тогда допускается, что можно выбрать имя святого, которого почитают в следующие 8 или даже 40 дней после рождения . Также это исключение хорошо еще и тем, что не каждому родителю может понравиться имя святого/святой хотя бы по эстетическим характеристикам, ведь многие имена в православном календаре звучат довольно странно (Евпраксия, Пафнутий и т.д.).

4. При Крещении дается имя только один раз и на всю жизнь . Меняться оно может только в том случае, если человек меняет свою веру исповедания или же проходит пострижение в монахи.

Отмечать свои именины нужно походом в церковь на богослужение. Если же такой возможности по каким-либо причинам нет, то можно заняться в это день чтением биографии своего православного святого, которая называется Житием.

Приведем несколько возможных вариантов имен из православного календаря по месяцам:

Январь.

Женские имена: Иулиания, Анастасия, Феодотия, Клавдия, Малахия, Варнава, Анания, Татиана, Илия, Нина.
Мужские имена: Феофан, Павел, Петр, Иоанн, Сергий, Михаил, Афанасий, Максим, Антоний, Виктор.

Февраль.

Женские имена: Инна, Римма, Ксения, Мария, Филицата, Евфрасия, Милица, Евдоксия, Ольга, Зоя, Вера.
Мужские имена: Феодор, Олимпий, Николай, Тимофей, Василий, Владимир, Роман, Кирилл, Алексий, Пафнутий.

Март.

Женские имена: Мстислава, Марина, Кира, Матрона, Антонина, Дария, Марфа, Пиама, Ираида.
Мужские имена: Тарасий, Герасим, Даниил, Вячеслав, Давид, Григорий, Константин, Агапий, Александр.

Апрель.

Женские имена: Лидия, Захария, Иона, Кифа, Мина, Акилина, Сусанна, Василисса, Зосима, Саломия, Галина, Ника.
Мужские имена: Аркадий, Руфин, Виктор, Трофим, Василий, Акакий, Симеон, Адриан, Савва, Иаков, Кондрат.

Женские имена: Александра, Елисавета, Глафира, Анастасия, Анна, Зоя, Клавдия, Муза, Христина.
Мужские имена: Георгий, Василий, Борис, Глеб, Виталий, Никита, Петр, Сергий, Стефан, Филимон, Никита.

Июнь.

Женские имена: Елена, Феодосия, Иулиания, Архелая, Сосанна, Калерия, Фекла, Акилина, Антонина, Пелагия.
Мужские имена: Антонин, Андрей, Мстислав, Елисей, Мефодий, Тимофей, Феодот, Рафаил, Вениамин.

Июль.

Женские имена: Зина, Ангелина, Агриппина, Татиана, Ольга, Елисавета, Лукия, Иулия, Алевтина.
Мужские имена: Стефан, Феодор, Леонид, Аркадий, Матфий, Давид, Иаков, Варфоломей, Симон, Димитрий.

Август.

Женские имена: Олимпиада, Ираида, Мавра, Анфиса, Серафима, Елима, Соломония, Маргарита, Анфира, Елена.
Мужские имена: Платон, Лаврентий, Роман, Афанасий, Прохор, Тимон, Алексий, Максимилиан, Антонин.

Сентябрь.

Женские имена: Мина, Анфиса, Евлалия, Минодора, Татиана, Еванфия, Захария, Пульхерия, Фифея.
Мужские имена: Максим, Серапион, Глеб, Митродор, Евгений, Герман, Димитриан, Харитон, Давид.

Октябрь.

Женские имена: Мария, Иона, Ираида, Досифея, Евфросиния, Пелагия, Виринея (Вероника), Харитина, Надежда.
Мужские имена: Иннокентий, Флорентий, Никита, Каллист, Константин, Еввентий, Евлампий.

Ноябрь.

Женские имена: Елена, Анастасия, Серафима, Александра, Клавдия, Афанасия, Матрона, Елисавета.
Мужские имена: Нестор, Нектарий, Порфирий, Варлаам, Тихон, Гавриил, Антонин, Родион, Никон, Максимиан.

Декабрь.

Женские имена: Апфия, Агавва, Екатерина, Магдалина, Татиана, Кифа, Анфиса, Анна, Фекла, Вера.
Мужские имена: Ярополк, Севастиан, Илия, Даниил, Ярослав, Парамон, Авив, Нектарий, Рафаил, Варлаам, Климент.

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама - Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке. А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша. А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом - как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами. На самом деле день рождения - это тот день в который родился человек, а именины - это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин - это день Ангела или день тезоименитства. Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас - практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них - для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение - меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно - мирское, а второе - церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно - просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу - близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» - это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам - это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика - тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели. Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка. Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию - запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку. Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком». Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Именины в январе

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

Имена в мае

Имена в июне

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Выбор имени будущего малыша – очень актуальная проблема для большинства родителей. Ведь хочется, чтобы имя было и милозвучным, и обладало позитивной характеристикой и ещё могло защитить ребёнка от любых неприятностей.

Если вы ломаете голову в поисках подходящего имени для своего младенца – рекомендую вам узнать, как назвать ребёнка по церковному календарю из этого материала. Но сначала давайте разберёмся с тем, что же такое имя в принципе.

Имя выступает отличительным названием, обозначением личности, которое она получает, появляясь на свет Божий. Имя очень сильно влияет на характер, а также манеру поведения человека, а соответственно – и на всю его последующую жизнь.

Мы настолько привыкаем к звучанию своего имени, которое слышим ежедневно, что даже перестаём задумываться про его истинное значение. Тем не менее, оно очень важно.

Мудрецы древности были уверены в наличии особой связи между именем человека и его нравом. И даже больше – они считали, что имя самым прямым образом влияет на человеческую судьбу.

А многие современные эксперты психологии говорят о том, что имя оказывает воздействие не просто на характер, но на само поведение личности в социуме.

Откуда исходит традиция называть детей по церковному календарю?

Когда князь крестил Русь, у православных христиан начал проводиться ритуал крещения малышей, при котором им даровались имена православных святых, официально признанных церковью.

Согласно старинным традициям, малыш в Древней Руси должен был получить крещение на 8-й день после своего появления на свет. А на протяжение этой недели ребёнку подбиралось имя, исходя из данных церковного календаря.

В том же случае, когда день появления на свет оказывался «пустым» днём (то есть таким, когда не отмечались именины никого из святых) либо имя по церковному календарю было достаточно неблагозвучное, священнослужители предлагали имена тех святых, которые были актуальными в последующие три дня.

Также было завещано и Феофаном Затворником, плюс он добавил возможность давать младенцу имя того святого, именины которого отмечаются в период от физического появления на свет малыша и его крещения.

Формирование православного месяцеслова (или православного календаря имён, или как ещё по-другому говорится «Святцев») происходило в течение не одного столетия, и оно продолжается до сегодняшнего дня.

Обычай нарекать новорождённых именами святых пользуется популярностью на сегодняшний день в большей части отечественных государств. Даже во времена атеизма многие люди всё-таки не отреклись от духовности и продолжали придерживаться древних традиций.

И зачем же отказываться от того, чтобы ваше чадо носило имя-оберег? Так действовали ещё наши далёкие пращуры, дарующие своим чадам имена индейцев, которые придерживаются веры в то, что всё предначертано нам свыше и живут в полном согласии с Вселенной на лоне природы.

Ещё один положительный момент – логичность давать своим чадам имена святых, появившихся с ними в один и тот же день (или с разницей в пару дней). Плюс и при крещении не придётся менять форму мирского имени.

Перечислять преимущества этого способа можно очень долго. Однако, некоторые умудряются находить и недостатки в том, чтобы называть своё потомство по аналогии с церковным календарём. Противники этого метода говорят об однообразности православного именослова. В действительности такая версия не совсем верна. Просто часть из устаревших форм имён не очень приемлема для современной жизни, так как ребёнка, носящего такое имя, могут счесть странным.

Вообще сейчас можно говорить о возрождении обычая нарекать новорожденных по церковному календарю. Однако, не каждый родитель способен понять его смысл верно. Вера за последние годы и десятилетия всё больше подвергается модным влияниям и уже не представляет собой истинное чувство.

И тогда родители дают своему чаду то самое «неблагозвучное» имя из церковного календаря, чтобы он выделялся из окружающей массы. А соответственно, малышу достаётся имя, которое в древности старались не использовать для наречения ввиду определённых причин.

Как назвать ребенка по церковному календарю?

В процессе выбора имени необходимо принимать в учёт главные дни, когда почитаются святые, ответственные за рождение ребёнка.

Этот же календарь предоставляет родителям характеристику имени с индивидуальной датой именин.

В том же случае, когда день появления на свет вашего малыша отсутствует в Святцах, возможен подбор подходящего имени того святого, который чествуется в последующие дни либо на протяжении 8 дней после этой даты.

Святцы — что это такое?

Новорожденный, когда совершается крещение, получает имя того из православных святых, кто был канонизирован церковью. Таким образом и возникли Святцы. Святцы выступают календарём (то есть перечнем всех святых).

Кроме имён святых с мучениками в Святцах можно найти упоминания про дату почтения их памяти, плюс прилагается обобщенная характеристика каждого из имён.

Малышу достается имя, исходя из дня по православному календарю в который он появился на свет.

Как назвать девочку по церковному календарю?

Теперь предлагаю вам узнать, как дать подходящее имя для своей дочки, исходя из церковного календаря.

Если вас тревожит вопрос однообразности имён, то вы можете даже не переживать на этот счёт, ведь в церковном календаре постоянно появляются все новые и новые варианты имён.

Месяцеслов (другое название православного календаря) позволяет подобрать не просто имя для своего малыша, но также разобраться с самым благоприятным сочетанием звуков, которые смогут защитить ребенка в течение всей его жизни.

Дав своему чаду имя по церковному календарю впоследствии вам не будет нужды заниматься изменением мирской формы его имени.

Как правильно назвать ребёнка-мальчика по церковному календарю?

Если вы поставили себе цель назвать своего малыша по церковному календарю, тогда предварительно стоит обязательно изучить жизнь и биографию выбранного святого.

В целом в Российской Федерации Святцы предлагают церковное имя почти на все дни, исключением из общего правила выступают лишь даты больших церковных праздников. Имеются также святые, почитаемые жителями только какого-то конкретного региона.

Вообще все святые, почитаемые в нашем государстве, могут быть:

  • русскими;
  • вселенскими;
  • новопреставленными.

Большая часть родителей, которые дают своим детям старинные церковные имена, действуют, исходя из модных веяний – древние имена уже несколько лет как находятся на пике популярности. Поэтому наблюдается второе рождение очень многих из таких имён.

При этом примечательно, что дни, когда согласно церковному месяцеслову почитаются святые-мужчины, встречаются чаще, чем те, когда величают женщин. Вследствие этого выбор имени для мальчиков, как правило, не представляет собой проблему.

Зачастую варианты мужских имён отличаются устаревшей формой звучания, поэтому есть разница между ними и обычными светскими именами.

Имя для девочки по Святцам

Что же касается подбора имени для малышек, то здесь родители нередко сталкиваются с головоломками, ведь количество женских имён в церковном месяцеслове существенно меньше, чем количество мужских.

Исходя из этого, выбор церковного имени для дочки, зачастую предполагает необходимость совета со священником. Святой отец сможет порекомендовать, как правильнее всего действовать, выбирая имя для своего чада.

Плюс к этому в некоторых случаях девичьи церковные имени выступают настолько сильно устаревшими, что родителям приходится давать своей дочке одновременно два различных имени – одно по церковному календарю, а второе – обычное мирское.Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Похожие публикации