Интересные факты расселения растений в природе водой. Как растения расселяются на новые места - методические рекомендации к урокам

Конспект урока. Тема: «Как расселяются растения на новые места» Окружающий мир, 1 класс

Цель : 1. Познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе. Распространение плодов и семян ветром, животными, человеком. 2. Развивать познавательные способности детей. Воспитывать навыки сотрудничества при работе в группах.

З. Учить видеть красоту осеннего леса. Оборудование: мультимедийный проектор, запись пьесы П. И. Чайковского «Осень», картинки с изображением видов растений с плодами и семенами (лопух, жёлуди, семена одуванчика, клёна). Перчаточная кукла мышка. Засушенные шарики одуванчиков.

Ход урока.

Оргмомент. Запись музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Осень».

Слайд 2

У- ль: «Как красива осень в пёстром сарафане В чистом небе – просинь, клён горит, как пламя. Над водой - берёзка золотою свечкой, И плывут листочки вниз по тихой речке». Т. Шорыгина Игра: На доске картинки: берёза, дуб, рябина. В общей стопке картинки с листочками, семенами, плодами от этих деревьев. Поочерёдно дети берут картинку из стопки, называют её и ставят к соответствующему дереву. После окончания игры вопрос: - Что общего у растений? (Ствол, корень (стебель), листья, цветок, плод, семена).

Слайд 3 :

На экране большой раскидистый дуб. Учитель: Я часто хожу в лес и наблюдаю за жизнью растений и животных. И вот что я однажды увидела. Рассказываю сказку Н. Осипова: «На опушке леса рос дуб. Хрупкий, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. (Надеваю на руку перчаточную куклу – Мышку. Инсценирую разговор Мышки с дубом). Раз прибежала к нему Мышка - норушка и говорит: - «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один – я съем сам, а другой жёлудь посажу вон на той дальней полянке, чтобы там дубочек вырос». А дуб на неё как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала Мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверушек не приближался к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись жёлуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы его многочисленное семейство было при нём. Но потомству не везло. Всем росткам, появившемся их желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел, и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». - Все ли слова вам были понятны? (крона, потомство). – Почему дуб не дождался себе смены, потомства? – Почему не выросли дубки под кроной старого дуба? (Под кроной дуба было мало света и мало места. Дуб был жадным, желудей никому не давал). - Какие условия необходимы для того, чтобы взошедшие семена превратились в крепкие дубки? (Много места и света). - Какой вывод можно сделать? Учитель корректирует ответ учеников: Плодам, семенам, надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им поселиться там, где много света, тепла, пищи для молодых растений. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

Слайд 4:

На экране одуванчики, лопух, яблоня, дуб. Какие семена, плоды у этих растений? После ответов детей на экране появляются рисунки: семена одуванчиков, «колючки» лопуха, жёлуди и яблоки. Работа в группах. У каждой группы серия картинок: птицы, звери (белка, кабан), животные (собака, кошка), ветер (образный рисунок), люди. Задание: Определить, кто может участвовать в расселении семян и плодов.

Слайд 5:

Сообщения детей: Ветер дует и разносит семена мелких растений, например, одуванчика. На экскурсии наблюдали, что семена клёна вращаясь падают с дерева, как пропеллер у вертолёта, если подует ветер, то летит далеко. Птицы клюют ягоды рябины, калины. Возможно, несут своим птенцам, могут выронить в полёте. Наблюдали, что на шерсти у собак кошек после прогулки колючки от лопуха, репейника и другие цепляющиеся семена.

Учитель: - с какой целью мы ходили на экскурсию? (Учились видеть красоту осеннего леса. Собирали природный материал: шишки, жёлуди, каштаны). Кто-то из вас, возвращаясь в школу, выбросил непонравившийся жёлудь или шишку. И на том месте может вырасти дубок или ёлочка. Я говорю: может вырасти. – Какие условия для этого необходимы? Плодородная почва и много света. Загадка: «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Отгадка? Жёлудь.

Физминутка. С ветки на землю шлёпнулся жёлудь. Встают друг за другом. Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый. Он от испуга скачет и скачет Прыгают на носочках. И желудиных слёзок не прячет. Встают в круг. Что же нам делать, дуб исполин? Разводят руки в стороны. Эй, отвечай-ка, я же твой сын. Поднимают руки вверх. Что тебе делать? В землю зарыться, Приседают. Чтобы к весне в дубок превратиться. Встают, поднимают руки вверх. Предлагаю взять из коробочки жёлудь и рассмотреть его. – Похож он на «коробок бронзового цвета»? Вспомнить загадку «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Повторяем загадку. Читаю загадку: «В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет» Кто это?

Слайд 6:

Муравейник и хлопотливые муравьи. – Чем заняты муравьи? Могут ли они помогать семенам путешествовать? Дети высказывают свои мнения. Учитель дополняет: «Семена богаты вкусным питательным маслом, некоторые семена муравьи запасают впрок. Из-за твёрдой оболочки не все семена муравьи съедают, часто вместе с мусором выносят подальше от муравейника. И некоторые семена прорастают уже на новом месте. Так расселяются многие травянистые растения.

Слайд 7:

Как ещё расселяются растения на новые места? Читаю рассказ «Как деревья дружат с ветром». Ученики узнают, что «Семена берёзы – замечательные летуны. Для полёта они обзавелись крылышками. Крылышки малюсенькие – размером со спичечную головку, а толщиной, как папиросная бумага. И всё же это самые настоящие крылья. Подует ветер, подхватит крылатые плоды и разнесёт по всей округе». Читаю загадку: «На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар». – Что это? (Одуванчик). Опыт: предлагаю положить на ладошку семена одуванчика и подуть. Вывод: семена лёгкие и улетают довольно далеко. Дети делают вывод: ветер помогает расселяться растениям. Поднимаю голову вверх и говорю: «Гуси-гуси! Летят гуси!» . – Куда летят гуси? Ответы детей: В тёплые края.

Слайд 8: Дикие гуси на воде. – Учитель: Гуси решили отдохнуть, они опустились на воду, стали купаться, плескаться. А на воде могут находиться семена-путешественники. К оперенью птиц могут прилипнуть семена. Через некоторое время гуси отправятся в полёт, и унесут с собой семена. Где-то упадёт это семя и прорастёт на новом месте. Рефлексия. Вопрос: Как расселяются растения? На каждый правильный ответ на доску вывешивается осеннее деревце: с красной кроной - клён, с жёлтой – берёза, с оранжевой – кроной - осина, с коричневой - дуб.

Слайд 9 : Читаю стихотворение Бунина «Лес, точно терем расписной…»

Чтобы выжить, растения должны путешествовать. Для этого, впрочем, достаточно, чтобы перемещались только семена. Они распространяются с помощью ветра, воды или животных.

Туристы с удовольствием фотографируют склоняющиеся над песчаными пляжами кокосовые пальмы. Но сможете ли вы точно сказать, где сделан снимок — на Антильских островах, в Африке, на Сейшельских островах, в Индонезии или Полинезии?

Ответить на этот вопрос иногда непросто, потому что кокосовые пальмы, которые стали символом безмятежного отдыха на солнечном пляже, встречаются на всех тропических побережьях. Как же удалось этому растению расселиться по миру?

По морям и рекам

В случае с кокосовой пальмой ответ — по морю. Семена растений, живущих по берегам морей, распространяются главным образом морскими течениями. Толстая волокнистая оболочка кокосового ореха хорошо удерживает его на воде и надежно защищает семя от повреждений.

Орех может плавать по морю несколько дней, месяцев и даже лет. Многие орехи гибнут в пути. Но некоторые наконец прибивает к берегу, где они пускают корни. Ольха, дерево, растущее в заболоченных поймах, доверяет свои семена реке. Они плавают на поверхности воды, потому что в них много жира. Они сохраняют способность к прорастанию, даже пробыв в воде больше года. Но у рек есть один недостаток: они текут лишь в одном направлении. Чтобы осваивать новые территории выше по течению, семенам ольхи нужна помощь ветра.

Семена-воздухоплаватели

Главное средство расселения семян — вездесущий ветер. Чтобы летать по ветру, растения обзавелись множеством хитроумных приспособлений. Одно из самых эффективных, экономичных и распространенных — парашютик. Семя одуванчика крепится к венчику из тонких волосков. Когда оно созревает, венчик разворачивается и при первом же дуновении ветра уносит с собой семя. Парашютик всегда приземляется семечком вниз, что облегчает прорастание. Конструкция парашютика у разных растений неодинакова. Иногда это просто пучок волосков, как, например, у хлопчатника. Люди делают из этих волосков вату и ткани.

Другое приспособление, облегчающее перенос семян ветром, — крылья. Крыло — это широкая, уплощенная и слегка изогнутая стенка плода. При падении оно начинает вертеться, удерживая семя в воздухе. Ветер разносит такие «вертолетики» на огромные расстояния. С помощью крыльев расселяются плоды клена — крылатки. Крылатки легко залетают на новые территории, поэтому клен распространился по свету очень широко. Семенам других растений плоские крылья позволяют легко планировать по воздуху и далеко улетать даже при слабом ветре.

С помощью животных

Растения закреплены корнями в почве и сами передвигаться не могут, зато живущие рядом звери могут бегать где угодно. Почему бы не воспользоваться таким «транспортным средством»? Задумка проста: нужно пристать к шерсти животного, а через некоторое время упасть — желательно на плодородную почву.

Возьмем для примера лопух, или репейник, растущий в природе почти по всей Евразии и Северной Америке и выращиваемый в Японии ради питательных корней. Плод, содержащий семена, представляет собой шарик с торчащими во все стороны крючками. Когда плоды созревают, они легко отламываются от стеблей и прицепляются к шерсти животных. Пытаясь освободиться от назойливого репья, животное начинает чесаться и разбрасывает семена лопуха по земле.

Некоторые растения (например, орешник и многие злаки) расселяются благодаря животным, которые уносят с собой их лакомые семена. Некоторые из семян, перетаскиваемых грызунами и муравьями в свои кладовые, теряются по дороге и прорастают. Другие семена дают ростки в хранилищах, о которых их хозяева попросту забывают.

Пернатые разносчики семян

К гладкому оперению птиц семенам и плодам прицепиться непросто. Пернатые распространяют семена на огромные расстояния иным способом. Каждый год от арктической тундры до экваториальных лесов созревает масса вкусных ягод и других сочных плодов, которыми растения расплачиваются с птицами и прочими животными за свое расселение по свету: животные поедают их, а через некоторое время выбрасывают семена наружу вместе с пометом.

В южноамериканских дождевых тропических лесах плодами дикорастущего авокадо питается птица квезал. Пернатые с удовольствием поедают плоды с сочной маслянистой мякотью, но при этом проглатывают и находящееся внутри крупное семя. На следующий день оно выходит наружу вместе с пометом и падает на землю, где через некоторое время прорастает. Квезали и авокадо не выжили бы друг без друга. Без птиц это растение не смогло бы распространять семена, а квезали вымерли бы без своего основного источника пищи.

Зеленые конструкторы

Бешеный огурец (Ecballium) выбрасывает свои семена под высоким давлением, словно из шприца. Это дикорастущее растение из семейства тыквенных с большими желтыми цветками распространено в Средиземноморье. Его мясистые щетинистые плоды напоминают по размеру и форме огурцы. По мере созревания плод наполняется жидкостью. В этой жидкости, находящейся под высоким давлением, плавают семена. От легкого сотрясения плод отрывается от плодоножки и из образовавшегося отверстия начинает бить клейкая струя, которая выбрасывает семена на расстояние до 12 м!

Полагаясь только на собственные силы, обычно растение может разбросать семена лишь на несколько метров, но для травянистых растений бывает достаточно и этого. Используемые ими для этого устройства весьма разнообразны и вполне сравнимы с самыми совершенными механизмами, изобретенными человеком.

Например, семена могут вылетать из плодов, как из катапульты, благодаря деформации тканей в результате высыхания. Род недотрога (Impatiens) семейства бальзаминовых с треском раскидывает свои семена при самом легком прикосновении к зрелым плодам. Некоторые комнатные и садовые виды этого растения многим известны под названием бальзамин.

Семена некоторых злаков, бобовых и многих других растений могут ползать по земле. Семянки (односеменные нераскрывающиеся плоды с околоплодником, не срастающимся с семенем) василька и крупины, как и одуванчика (все эти растения относятся к семейству сложноцветных), снабжены щетинистым хохолком. Он очень мал, и по воздуху такие семена летать не могут. Упав на землю, они начинают медленно отползать от материнского растения с помощью щетинок своего хохолка: во время дождя он складывается, а в сухую погоду расправляется, отталкивая семечко от поверхности почвы.

Путешественники во времени

Агростемма, или куколь, образует крупные округлые семена, которые падают на землю рядом с растением. Они не имеют никаких приспособлений для расселения. Чем же растение компенсирует недостаток подвижности своих семян? Путешествием во времени! Упавшие семена могут долго оставаться в состоянии покоя и не прорастать, до тех пор пока не ослабеет конкуренция со стороны других растений, например после паводка или вспашки земли. Семена куколя способны прорастать даже через несколько десятков лет — в условиях, отличных от тех, которые были на месте их осыпания сразу же после созревания.

Семена растений могут сохраняться даже в самом сухом песке. Вот почему через несколько дней после сильного дождя пустыни покрываются цветочным ковром. Растения прорастают, цветут, плодоносят и умирают в течение нескольких недель. Образовавшиеся при этом семена будут терпеливо дожидаться новых дождей.

Урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Оборудование:

1.Таблица «Части растений»

2. Рисунки деревьев, кустарников, травянистых растений.

3.Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.

4. Образцы плодов и семян - по одному комплекту на парту.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок

Все за парты сядем дружно,

Начинать работу нужно.

  1. Актуализация знаний.
  1. Сообщение синоптика (работа в календаре природы)
  2. Фронтальная работа Учитель. На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения? (игра «Растения»)

Возьмите у меня на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»

Чем отличаются эти растения в природе?

Дети. Высотой, формой, стеблями, листьями, плодами. Особенно надо обращать внимание на стебли этих растений.

Учитель. А что общего у трав, кустарников и деревьев?

Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений» покажите части на таблице.)

Учитель. Как отличить плоды от луковиц и клубней?

Дети. Плоды появляются на том месте цветков, а внутри плодов – семена.

Учитель. Относится ли яблоко к плодам?

Дети. Да, так как оно появляется на месте цветка, а внутри семена.

Учитель. Есть ли у картофеля семена?

Дети. Есть, на месте цветков, а клубни семенами не являются.

  1. .Физкультминутка

Игра «Да»-«Нет»

При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»

Вопросы: а) Плоды образуются на листьях? (нет)

Б) Плоды находятся внутри семян? (нет)

В) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

Г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

Д) У всех растений есть корни? (да)

Е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в , бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

Учитель. Почему же дуб так и не дождался себе смены? (ответы детей)

Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

  1. .Открытие новых знаний и первичное закрепление. Учитель. Летом и осенью мы собирали урожай в своих садах и огородах. А откуда там появились растения?

Дети. Посадили люди.

Учитель. Я тоже ребята посадила весной на своем участке редиску, петрушке, помидоры и другие овощи. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика.

Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)

Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. (Рассматриваем рисунок одуванчика) Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра.

Учитель. Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) Не только одуванчик расселяется с помощью ветра.

Практическая работа.

На партах наборы семян растений (клена, березы, ясеня)

Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются? Обратите внимание на семя клена, на что оно похоже? (На воздушный винт вертолета) Падая с дерева, он быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

  1. . Работа по учебнику.

Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?» Рассматриваем репейник и голову собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Делаем вывод о том, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, козу, корову, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю и прорастут.

Учитель. Зачем птица несет плоды?

Дети. Семена и плоды служат кормом для некоторых птиц.

Учитель. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить семена, а еще животные прячут корм про запас, а часть затем прорастает

Учитель. А еще семена путешествуют иногда в желудке животных, а затем выходят вместе с пометом. А затем прорастают.

Учитель. Распространять семена помогают также насекомые. Рассмотрите рисунок муравья, несущего семя. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Часть семян съедается, а часть выносится вместе с мусором наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, чистотела, медуницы, хохлатки.

Учитель. Посмотрите на рисунок ручья. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки путешествуют по воде. Стоит водоплавающей птице поплескаться в воде, как к ее оперению прилипнут семена. Перелетев в другое место семена, подают на землю и прорастают. Таким образом, происходит расселение растений

  1. Физкультминутка.

Учитель. – Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)

И поднял над облака (встают на носочки)

Мы летим, летим, летим,

Приземлится, не хотим (кружатся)

Вертолетики у клена

Ветерок с собой зовет (манят за собой)

Мы расправим руки-крылья (руки в сторону)

И отправимся в полет,

Как настоящий вертолет (изображают вертолет)

Только ветер стал стихать

Всех на землю опускать (медленно приседают)

Мы на место сядем тоже

И занятие продолжим (садятся на место)

  1. .Закрепление.

Учитель. Мы сегодня узнали, как расселяются растения. Выполним практическую работу. Рассмотрим семена рябины, дуба, репейника, подсолнечника, клена, череды. Как вы думаете, каким способом они распространяются в природе.

Учитель. А все ли семена прорастут на новых местах?

Вывод: Часть семян погибнет. Всем семенам придется вести жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше, также очень важны условия, в которые попадут семена.

Учитель. Обратите внимание на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

(показ пакета с землей, но лучше, чтобы опыт удался, надо взять землю из леса или огорода) Цель данного наблюдения: переносятся ли семена на подошве человека.

  1. Итог урока.

Что вы сегодня нового узнали на уроке? (узнали, как растения распространяются на новые места) Как же они расселяются?


1) Как размножаются растения?

a) Минутка синоптика - дай характеристику погоды сегодняшнего дня, назови признаки осени в живой и неживой природе.

b) Рассмотрим и выясним значение каждого органа растения.

1. Корень закрепляет растения в почве. Через него поступают из земли влага и необходимые для жизни вещества.

2. Стебель удерживает растение на поверхности почвы. По форме он бывает прямостоячим, ползучим, вьющимся и т.п. Вода с минеральными веществами по стеблю поднимается вверх от корней до листвы, а от листьев до корня двигается растительный сок с питательными веществами. Стебли разделяют на деревянистые и травянистые. Деревья имеют один главный, высокий стебель, который называется ствол. У кустарников - несколько тонких деревянистых стеблей, у трав стебель гибкий, зеленый, сочный.

3. Листья у растений разнообразные по форме, размеру и цвету. Они прикрепляются черешком к стеблю. Бывают листья и без черешков. Листья выделяют кислород, которым дышат все живые организмы, в том числе и сами растения. Через листья испаряется лишняя вода. Кроме того, в них образуются питательные вещества.

4. Цветки имеют большинство растений. Они различны по форме, размеру и цвету. Когда цветок отцветает, образуется плод , в котором содержатся семена.

5. Семена необходимы растению для размножения. Из них вырастают новые, молодые растения.

6. На с. 50 упражнение на внимание : какие органы василька забыл нарисовать художник? Что произойдет с растением без данного органа? Объясни свою мысль.

c) Формирование представлений о способах размножения растений разными органами - учебник с. 50 - 51

d) Сансевьера. Родина- Тропическая Азия и Африка. В народе называют «щучьим хвостом» за то, что ее листья с чередующимися темнымии светлыми полосами напоминают тело щуки. Интересная особенность этого растения: если разрезать лист на куски, каждый такой кусочек дасткорни. Сансевьеру надо весь год держать в теплой комнате с достаточным солнечным освещением. Она требует умеренного полива как зимой, так и летом.

Пеларгония - экзотические пеларгонии (герани) завезли на Европейский континент из Южной Африки в 17 - 18 веках. Они крепко вошли в ассортимент зимних садов богатых предпринимателей, дворян, купцов, а со временем - и в быт простых людей. За особую форму листьев их ласково называют калачиками. Растение имеет целебные свойства, обеззараживает и освежает воздух в помещении. Нуждается в обильном, но не частом летнем поливе. Чтобы обеспечить красивое цветение, горшок должен быть немного тесноватым.

2) Как расселяются растения?

Ты уже знаешь, что семена дают начало новым растениям. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новым растениям не там, где они созрели. Ветер, вода, животные переносят их на новые места. Если условия оказываются благоприятными, они прорастают. Растения имеют очень интересные приспособления для таких «странствий».

Многие растения лесов, степей, лугов, болот имеют разнообразные приспособления для распространения плодов ветром. Так, плоды вяза, клена, липы имеют крылатки. У липы крылышко образуется из листочка-околоцветника. Плоды-орешки липы с длинным околоцветником далеко разносятся ветром именно зимой, когда на ветвях деревьев нет листвы.

Мелкие (с маковое зернышко) семена вербы и осины снабжены пучочками волосков, которые помогают им лететь по ветру. У одуванчика, козлобородника волосистая чашечка остается возле плодов и образует хохолок - своеобразный парашютик.Ветром распространяются и семена других растений степи - ковыля , чертополоха , катрана (перекати-поля) .

Некоторые растения «стреляют» своими семенами, разбрасывая их на довольно большое расстояние. Одно из таких растений - бешеный огурец , считающийся сорняком.

Так же выстреливают семена многих бобовых растений. Например, бальзамин , или разрыв-трава - растение-недотрога. У его спелых плодов створки скручиваются, выбрасывая семена.

Среди семян встречаются даже «мореплаватели» - например, водяной орех (чилим) , кокосовые пальмы. Семена этих растений течение уносит далеко от родныхберегов.

У многих растений плоды и семена распространяются животными (это репейник, череда, лопух, чертополох), а поэтому имеют зубчики, крючочки и т.п. Такими приспособлениями удобно цепляться за одежду людей, шерсть животных, птичьи перья и втихомолку странствовать по свету.

Делая запасы, птицы и звери прячут плоды и семена к себе в гнездо или в нору. Часть их по дороге теряется.

Плодами орешника питаются белки. Они запасают их на зиму. Делая запасы, зверьки часть орехов теряют по дороге или прячут в щелях пеньков, под опавшими листьями и забывают. При благоприятных условиях эти орехи прорастают.

Муравьи относят к себе в муравейник семена многих растений: подснежников, фиалок, чистотела, василька, - и тоже рассеивают его по своей муравьиной тропе.

Плоды и ягоды, неприятные человеку на вкус или даже ядовитые, иногда бывают очень привлекательными для птиц. Но семена с твердой оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена переносятся на большие расстояния от места своего созревания.

3) Домашнее задание:

Работа по учебнику - с. 50 - 53. Работа в тетради - с. 38 - 41.

Похожие публикации