Имена числительные в русском. В каких формах порядковые числительные согласуются с существительным в падеже? VII

Которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (два , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ) - отвечают на вопрос сколько? , порядковые - отвечают на вопрос который? (первый , второй , сотый ), дробные (одна пятая , три целых, две седьмых ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п.

    Количественным числительным присущи два значения.

    1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями
      • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
      • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
    2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

    Правописание количественных числительных в русском языке

    • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3) и т.д.
    • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
    • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

    Правописание числительных

    1. У числительных с пяти по двадцать а также «тридцать» мягкий знак пишется на конце, а у числительных с «пятьдесят» по «восемьдесят» и с «пятьсот» по «девятьсот» - в середине слова.

    2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

    3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый») .

    4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

    5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

    6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

    7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

    8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

    9. Обратите внимание: числительные "оба" (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

    10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

    Другие виды числительных

    Склонение имён числительных

    В русском языке при склонении количественных имен числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

    Падеж 1 2 5 40 50 100 1000 300 оба(обе)
    И.п. один (первый) два (двое) пять сорок пятьдесят сто тысяча триста оба (обе)
    Р.п. одного (первого) двух пяти сорока пятидесяти ста тысячи трёхсот обоих (обеих)
    Д.п. одному (первому) двум пяти сорокa пятидесяти стa тысяче трёмстам обоим (обеим)
    В.п. одного (первого) два (двоих) пять сорок пятьдесят сто тысячу триста оба или обоих (обе или обеих)
    Т.п. одним (первым) двумя (двоими) пятью сорока пятьюдесятью ста тысячей тремястами обоими (обеими)
    П.п. одном (первом) двух (двоих) пяти сорока пятидесяти ста тысяче трёхстах (об) обоих (обеих)

    Целые числительные — это числительные, обозначающие целые числа и обычно сочетающиеся со счетными существительными (три, сорок пять, пятьсот и т.п.).

    Целые числительные изменяются по падежам, имея, как правило, окончания какого-то одного числа — единственного (как семь, двад-цать, сорок, пятьдесят) или множественного (как четыре, двести, восемьсот). Числительное два изменяется не только по падежам, но и по родам: форма два может сочетаться с существительными мужского и среднего рода (два стола, два окна), а если существительное жен-ского рода, то данное числительное ставится в форме две (две парты). Числительное один изменяется по падежам, родам и числам.

    Склонение целых числительных представлено несколькими типами:

    • два, три, четыре относят к смешанному склонению, отмечая при этом, что у этих числительных имеются некоторые особые флексии;
    • числительные от пяти до двадцати, тридцать и все, заканчи-вающиеся на -десят, склоняются по субстантивному III склонению;
    • числительные двести, триста, четыреста и все на -сот склоня-ются по субстантивному I склонению;
    • числительные сорок, девяносто, сто имеют по две падежные формы: именительный падеж, совпадающий с винительным, и одну форму для всех остальных падежей (сорока, девяноста, ста).

    В словосочетаниях с именами существительными числительные ведут себя следующим образом:

    • числительное один согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
    • в именительном падеже (и в совпадающем с ним винительном при неодушевленных существительных) именно числительное оказывает-ся главным словом, требуя от существительного формы родительного падежа — либо единственного числа (при словах три, четыре), либо множественного числа (начиная с пяти);
    • особый случай наблюдается с числительным два, где в имени-тельном падеже (и в совпадающем с ним винительном при неодушев-ленных существительных) мы имеем дело с взаимным подчинением одного слова другому, т.к. числительное требует от существительного формы родительного падежа единственного числа, а существительное, в свою очередь, управляет грамматическим родом числительного (два мальчика, но две девочки);
    • в других падежах существительное оказывается главным словом, требуя от числительного согласования в падеже;
    • числительные тысяча, миллион, миллиард, триллион в словосо-четаниях ведут себя как существительные.

    Дробные числительные — это числительные, обозначающие дробные числа. Они обычно состоят из двух частей: первая часть, называющая числитель дроби, представляет собой количественное числительное, вторая часть, называющая знаменатель, — чаще всего порядковое числительное (одна пятая, две восьмых), но может быть и существительное типа треть, четверть (одна треть, три четвер-ти). Иногда этот разряд слов понимается достаточно широко — как любое название для дробных чисел, и тогда в качестве дробных чис-лительных могут также рассматривать и целые словосочетания, напри-мер: пять с половиной, три целых две десятых. К дробным числитель-ным относятся также слова полтора/полторы, полтораста.

    Данная группа числительных имеет падежные формы. При их склонении изменяются обе части: одна вторая, одной второй, одну вторую и т.д.; три седьмых, трех седьмых, трем седьмым, тремя седь-мыми и т.д. Числительное полтора имеет также форму женского рода полторы и одну форму для косвенных падежей — полутора.

    Существительное, сочетающееся с дробным числительным, ста-вится в форме родительного падежа: две третьих круга, шесть деся-тых участка.

    Порядковые числительные — это числительные, называющие порядковый номер предмета при счете (восьмой, двадцать пятый, две тысячи десятый). Формально почти все порядковые числительные (кроме первый и второй) образованы от соответствующих количе-ственных числительных: шесть -> шестой, тридцать -> тридцатый, сорок -> сороковой и т.д.

    В академической традиции, в отличие от школьных учебников, порядковые числительные часто рассматриваются как разновидность относительных прилагательных, поскольку они обозначают признак предмета, выражающий отношение к числу. И по своим синтаксиче-ским свойствам этот разряд числительных совпадает с прилагатель-ными: порядковые числительные обычно являются определениями или именной частью сказуемого и согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

    Количественные числительные — это числительные, называю-щие абстрактные числа или количество предметов и отвечающие на во-прос сколько? В некоторых контекстах количественные числительные могут обозначать порядковое место предмета при счете: вагон десять, место двенадцать; дом двадцать два, квартира пять.

    В ряде работ предлагается выделять два типа количественных чис-лительных — определенно-количественные (два, десять, сто и др.) и неопределенно-количественные (столько, сколько, несколько, мно-го, немного, мало, немало). Вторая группа слов в школьной традиции обычно трактуется как местоимения. Эти слова обладают признаками обеих частей речи, т.к. у них есть значение количества (как у числи-тельных), но они это количество конкретно не называют, а лишь указы-вают на него (подобно местоимениям). Количественные числительные подразделяются на целые, дробные и собирательные.

    Простые числительные — это однокомпонентные числительные, представляющие собой одно слово. Они могут быть как непроизводны-ми (три, сорок, сто), так и производными (шестнадцать, двадцатый).

    Сложные числительные — это числительные, имеющие в своем составе более одного корня (шестьдесят, семьсот, двухсоттысяч-ный). В некоторых работах их рассматривают как разновидность про-стых числительных.

    При склонении сложных числительных от пятидесяти до восьми-десяти, а также от двухсот до девятисот изменяются обе части: семь-десят, семидесяти, семьюдесятью и т.п.; четыреста, четырехсот, четыремстам, четырьмястами и т.п.

    Составные числительные — это многокомпонентные числитель-ные, состоящие из нескольких слов, каждое из которых является про-стым или сложным числительным (сорок восемь, три десятых, двести пятьдесят третий).

    В составных количественных числительных склоняются все слова, их образующие: триста двадцать два, трехсот двадцати двух, трем-стам двадцати двум и т.д.; три восьмых, трех восьмых, трем восьмым и т.д. В составных порядковых числительных склоняется только по-следнее слово: триста двадцать второй, триста двадцать второго, триста двадцать второму и т.д. Материал с сайта

    Собирательные числительные — это числительные, обозначаю-щие количество предметов в их совокупности, как единое целое. В от-личие от других разрядов количественных числительных, собиратель-ных слов насчитывается немного. Наиболее употребительные — это двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; иногда к этому разряду относят местоименное слово оба/обе. Числительные данного разряда не могут быть названиями чисел, и они не используются при счете.

    Особенностью собирательных числительных является их употребле-ние скорее в разговорной, чем в литературной речи, а также их ограни-ченная сочетаемость. Собирательные числительные могут сочетаться:

    • с названиями лиц мужского пола или с существительными обще-го рода (двое старшеклассников, трое работяг), с существительными женского рода встречается только слово обе;
    • со словами лица (в значении ‘люди’), люди, дети, ребята, людишки, детишки, ребятишки (четверо детишек, трое подозрительных лиц);
    • с названиями детенышей (трое котят);
    • с существительными, имеющими только множественное число, — pluralia tantum (двое суток, трое очков);
    • с существительными, называющими парные предметы (двое сапог);
    • с личными местоимениями (нас было семеро).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • числительныечетыреста простое или сложное
    • числительное порядковое сочинение
    • на каком основании различаются целые, дробные и собирательные количественные числительные
    • просклонять порядковое числительное 874-й по падежам
    • собирательное числительное в названия сказок

    Обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

    Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ), собирательные (оба , двое , пятеро ) и порядковые (первый , второй , сотый ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

    Количественное числительное

    Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «Скольки?» и т. п.

    Количественным числительным присущи два значения.

    1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
      • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
      • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
    2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

    Правописание количественных числительных в русском языке

    • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3)
    • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
    • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

    Правописание числительных

    1. У числительных «пять» - «девятнадцать», а также «двадцать» и «тридцать» Ь пишется на конце, а у числительных «пятьдесят» - «восемьдесят» и «пятьсот» - «девятьсот» - в середине слова.

    2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

    3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый»).

    4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

    5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

    6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

    7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

    8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

    9. Обратите внимание: числительные «оба» (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

    10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

    Другие виды числительных

    Склонение имён числительных

    В русском языке при склонении количественных имён числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

    См. также

    Примечания

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :
    • Молотовск
    • Сарапул

    Смотреть что такое "Имя числительное" в других словарях:

      имя числительное - сущ., кол во синонимов: 1 числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      имя числительное - Часть речи, характеризующаяся: а) обозначением отвлеченных чисел или количества предметов и их порядка по счету (семантический признак); б) почти полным отсутствием категорий рода и числа и особыми формами склонения и словообразования… … Словарь лингвистических терминов

      имя числительное - Знаменательная часть речи, которая выражает всей совокупностью входящих в нее слов существующую в данном языковом обществе счетную систему, в которой каждое числительное выражает элемент этой системы – числовое понятие (число, количество… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Имя числительное - см. Числительное …

      имя числительное - грамм. Часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счёте и изменяющаяся по падежам (количественные числительные) или по родам, падежам и числам (порядковые числительные) … Словарь многих выражений

      Числительное - Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

      ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя числительное в грамматике: слово (существительное или прилагательное), обозначающие количество или количественный признак, порядок предметов при счёте. Количественное ч. (обозначающее количество как число, напр. два … Толковый словарь Ожегова

      числительное - сущ., кол во синонимов: 1 имя числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      Имя существительное в русском языке - является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

      Числительное - знаменат. часть речи, представляющая собой непополняемый класс слов с количественно счетным знач. Обычно выделяют пять разрядов Ч.: 1) количественные, 2) собирательные, 3) порядковые, 4) дробные, 5) неопределенные. Количеств. Ч. обозначают кол во … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Книги

    • , Зикеев Анатолий Георгиевич. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.… Купить за 200 грн (только Украина)
    • Практическая грамматика на уроках русского языка. В 4-х частях. Часть 3. Деепричастие. Имя числительное. Наречие. Гриф МО РФ , Зикеев А.Г.. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…

    Лекция: Самостоятельные части речи. Имя числительное

    Имя числительное

    Имя числительное (Ч.) - часть речи, означающая число, количество и порядок предметов.

    NB! Количество могут означать и другие части речи. В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: семь (или 7) шахматистов (числ.) – большая семёрка (сущ.).

    Имена Ч.

    Примеры

      Отвечают на вопросы сколько? какой? который?

    Апельсинов (сколько?) три.

    Купюра (какая?) пятитысячная.

    Месяц (который?) четвёртый.

    Пятеро (сколько?) подростков.

      Начальной формой является форма И.п.

    Около четырёх платформ – нач. ф. – четыре платформы.

      По значению делят на ко­ли­че­ствен­ные (сколько?) и порядковые (который? какой?)

    Двадцать три (сколько?) розы – количественное.

    Сто шестой (который?) дом – порядковое.

      Количественные склоняются только по падежам, не имеют рода (кроме один и два ) и числа (кроме один ).

    Шесть дней (И.п.),

    нет шести дней (Р.п.),

    вспоминаю о шести днях (П.п.).

    Две девушки – И.п., ж.р.

    Одни сани – И.п., мн.ч.

      Ко­ли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ных с точки зре­ния зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ских свойств делят на:

    - целые числа (употребляют с сущ., которые считаются, нельзя сказать четыре мёда );

    - дроб­ные числа;

    - со­би­ра­тель­ные числа (двое, трое, чет­ве­ро, пя­те­ро, ше­сте­ро, се­ме­ро, вось­ме­ро, де­вя­те­ро, де­ся­те­ро, оба/обе ).

    Тысяча роз, семь машин, пятьдесят три дня – целые .

    Шесть седьмых пирога, полтора дня, две третьих капитала – дроб­ные .

    Восьмеро медвежат, трое фигуристов, трое ножниц - со­би­ра­тель­ные .

      Порядковые меняются, как и прилагательные, по падежам и числам и в ед.ч. по родам.

    Шестой – шестого – шестому – шестой (шестого) – шестым – (о) шестом.

      По составу делят на простые (одно слово – один корень), сложные (одно слово – два корня), составные (несколько слов).

    Три, сто, седьмой – простые .

    Триста, шестьдесят, семисотый – сложные .

    Триста шесть, шестьдесят восьмой, восемьсот тридцать девять – составные .

      Зачастую становятся любым членом предложения.

    Тридцать делится на десять (тридцать – подлежащее).

    Дважды четыре – восемь (восемь – сказуемое).

    NB! Слитно пишутся числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный» и т.д.: пятитысячная (купюра), пятьсотдвадцатимиллионный (бюджет).

    NB! "Пол­то­ра" имеет две формы: м. и ж. р. (пол­то­ра года, пол­то­ры секунды), дроб­ные чис­ли­тель­ные, в со­став ко­то­рых вхо­дят чис­литель­ные один и два , все­гда ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в форме ж. р. Одна девятая круга, две четвёртых книги.

    Склонение числительных


    Падеж

    Единственное число

    Множественное число

    Мужской род

    Средний род

    Женский род

    один (неодуш.)
    одного (одуш.)

    одни (неодуш.)
    одних (одуш.)

    одной(-ою)

    (об) одном

    (об) одной

    (об) одних

    Падеж

    2

    3, 4

    Мужской род

    Средний род

    Женский род

    три, четыре

    трех, четырех

    трём, четырём

    два (неодуш.)
    двух (одуш.)

    две (неодуш.)
    двух (одуш.)

    три, четыре (неодуш.)
    трёх, четырёх (одуш.)

    тремя, четырьмя

    (о) трёх, четырёх

    NB! Количественные числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения:

    Падежи 5, 30

    И., В. – пять, тридцать

    Р., Д., П. – пяти , тридцати

    Т. – пятью , тридцатью

    NB! Числительные сорок, девяносто, сто, полтораста имеют только две формы:

    NB! У числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста склоняются обе части. Перечислим их в таблице:

    Падеж

    50-80

    200-400

    500-900

    пятьдесят

    пяти десяти

    двух сот

    пяти сот

    пяти десяти

    двум стам

    пяти стам

    пятьдесят

    пятью десятью

    двумя стами

    пятью стами

    о пяти десяти

    о двух стах

    о пяти стах

    NB! В составных числительных склоняется по падежам каждое слово.

    3638
    И.п. три тысячи шестьсот тридцать восемь
    Р.п. трёх тысяч шести сот тридцати восьми
    Д.п. трём тысячам шести стам тридцати восьми
    В.п. три тысячи шестьсот тридцать восемь
    Т.п. тремя тысячами шестью стами тридцатью восемью
    П.п. о трёх тысячах шестистах тридцати восьми

    NB! Порядковые числительные изменяются по числам и родам. Это следует учитывать при их склонении по падежам. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Окончание формируется по тому же принципу, что у относительных прилагательных.

    1

    10

    средний род

    мужской род

    женский род

    средний

    мужской

    женский

    десятого

    десятого

    десятому

    десятому

    о десятом

    о десятом

    о десятой

    NB! 2325-й
    И.п. две тысячи триста двадцать пятый
    Р.п. две тысячи триста двадцать пятого
    ...
    П.п. о две тысячи триста двадцать пятом

    NB! Собирательные числительные склоняются подобно прилагательным мн.ч. Окончание в В.п. зависит от одушевлённости/неодушевлённости объекта.

    Падеж

    двое

    четверо

    сколько

    четверых

    скольких

    четверым

    скольким

    двое (неодуш.)
    двоих (одуш.)

    четверо (неодуш.)
    четверых (одуш)

    сколько (неодуш.)
    скольких (одуш.)

    четверыми

    сколькими

    о четверых

    о скольких

    NB! «Оба» и «обе» изменяются по-другому.

    Падеж

    Мужской и средний род

    Женский род

    оба (неодуш.), обоих (одуш.)

    обе (неодуш.), обеих (одуш.)

    NB! Дробное числительное состоит из двух частей: числитель дроби (количественное числительное, обозначающее целое число) и знаменатель дроби (порядковое числительное). Если числитель заканчивается на цифру «один», то вместо неё используется «одна». Цифра «два» заменяется на «две». Сравните: одна пятая, две пятых, три пятых, четыре пятых.

    Изменяются по падежам обе части в соответствии со склонением количественных и порядковых числительных. Знаменатель склоняется как порядковое числительное во множественном числе: к трем пятым (д.п.), с двумя пятыми (тв.п.). Или как порядковое числительное в единственном числе женского рода, если числитель оканчивается на 1: к одной пятой, вижу двадцать одну тридцать седьмую. При обозначении количества существительное при дробном числительном употребляется в родительном падеже: от одной восьмой торта, к трём седьмым площади треугольника.

    NB! "Полтора" склоняется по особому правилу.

    Склонение смешанных чисел

    Смешанное число - число из целой части и обыкновенной дроби.

    В качестве целой части выступает количественное числительное. Для отделения целой части от дроби используется слово «целых » или «целая ». Примеры смешанных чисел : 3,1/2 или три целых одна вторая; 1,23 или одна целая две третьих.

    При склонении смешанных чисел целая часть склоняется по правилам склонения количественных числительных. Если целая часть заканчивается на цифру «один », то вместо неё используется «одна ». Цифра «два » заменяется на «две ». Сравните: 101 – сто одна целая, 102 – сто две целых, 105 – сто пять целых. Дробная часть склоняется по правилам склонения дробных числительных, которые описаны выше.

    Как пишется НЕ с числительными? С именами числительными отрицание не пишется раздельно. К примеру, не первый муж, не четыре рубля, здесь не нулевой меридиан.

    Как правильно писать: нуль или ноль? Допускается употребление обеих форм. Прилагательное зачастую образуется от формы нуль: нулевой километр, нулевое настроение.


    Морфологический разбор имени числительного

    I. Определите часть речи, что означает.

    II. Укажите, какими морфологическими признаками обладает:
    1. Начальная форма (И.п.).
    2. Постоянные признаки:
    а) простое или составное,
    б) количественное или порядковое,
    в) разряд (для количественных).
    3. Непостоянные признаки:
    а) падеж,
    б) число (если есть),
    в) род (если есть).

    III. Укажите, какова синтаксическая функция.



    Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и нарушения эмоционально-волевой сферы.

    В процессе урока применяется презентация из 11 слайдов, карточки, таблица, разнообразные задания. На уроке используется диалогический метод проблемного обучения. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.

    Цели урока: Обучающие: сформировать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; вырабатывать умение отличать числительные от других частей речи; различать порядковые и количественные имена числительные; сформировать умение находить числительные в тексте. Коррекционные: развитие мыслительной активности; коррекция внимания; коррекция и развитие связной устной и письменной речи; коррекция познавательной деятельности; развитие навыка контроля и самоконтроля. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.

    Тип урока: изучение нового учебного материала. Вид урока: урок-беседа. Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом; компьютер, мультимедийная доска, презентация: “Имя числительное”.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку.

    II. Знакомство с новой темой.

    Откройте тетради и запишите дату.

    Сформулировать тему урока вам поможет мой рассказ.

    Слово учителя.

    Все мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством различных чисел: смотрим на часы; каждый автобус, троллейбус, трамвай имеют свой номер; в школе решаем примеры и задачи, считаем предметы и т.п.

    Вы видите на экране цифры первого десятка, от которых образованы все остальные числа. (Слайд №2). (Приложение1).

    Все эти числа можно записать словами. (записываем на доске и в тетрадь).

    Как вы думаете, к какой части речи относятся все эти слова? (слайд №3).

    Запишем тему урока: “ Имя числительное как часть речи”. Сегодня на уроке мы познакомимся с самостоятельной частью речи именем числительным, научимся отличать имена числительные от других частей речи и определять разряды имён числительных. Итак, за работу!

    III. Изучение нового материала.

    (Слайд№4). Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы какой? сколько?

    Какой признак помогает отличить имена числительные от других частей речи? (Имена числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв).

    1. (Слайд №5). Речевая разминка. Вопрос учителя – ответ ученика с использованием имён числительных.
    2. Например: Сколько собак на фотографии? На фотографии две собаки? Какая матрёшка самая маленькая? Первая матрёшка самая маленькая? и т.д.

    3. (Слайд №6). Прочитайте пословицы. Найдите имена числительные. Аргументируйте свой ответ.
    4. (Слайд №7,8). Работа в парах. Запишите предложения, используя имена числительные.
    5. Словарное слово – пьедестал.

    6. Для того, чтобы научиться отличать имена числительные от других частей речи, выполним задание. Прочитайте слова с числовым значением. Определите часть речи. Аргументируйте ответ. (У учащихся сигнальные карточки: названия частей речи). Имя существительное: двойник, пятак.
    7. Имя прилагательное: пятиэтажный, восьмидневный.

      Глагол: утроить, удесятерить.

      Имя числительное: шестнадцать, четыре.

    8. Независимо от выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Проблемная ситуация, направленная на поиск новых знаний и их систематизацию. Разряды имён числительных по значению.

    – На какие вопросы отвечают имена числительные? – Что обозначают имена числительные?

    Карточка №1.

    Школьники посадили девять (…………) яблонь, пятнадцать (…………..) вишен и семь (………….) кустов смородины.

    Сорок (…………) делится на пять (на ………..).

    Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый (…………) день.

    Мы живём в двадцать первом (………….) веке.

    – Прочитайте предложения. Найдите имена числительные. Докажите (поставьте вопрос).

    Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание, сильный ученик выполняет задание на доске. Коллективная проверка.

    Учащиеся по репродуктивному вопросу называют название разряда.

    – Какие имена числительные обозначают количество предметов и число?

    – Какие имена числительные обозначают порядок предметов при счёте?.

    – Вывод: “По значению имена числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые”. (Слайд № 9).

    – Учащимся предлагается определить разряд у имён числительных в данных предложениях.

    Итог: “Чем отличаются количественные имена числительные от порядковых?”

    Физминутка.

    Раз – подняться, потянуться,
    Два – согнуться, разогнуться,
    Три – в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре – руки шире,
    Пять – руками помахать,
    Шесть – на стульчик тихо сесть.

    IV. Закрепление изученного материала.

    Работа с текстом. (Текст у каждого учащегося). – Задание: прочитайте текст, найдите имена числительные, устно поставьте вопрос и определить разряд имён числительных по значению.

    Деловой человек поднял голову.

    – Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за всё время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз… Вот он!

    Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

    Коллективная проверка с подробным комментированим. (слайд №10).

    – Активные учащиеся оцениваются, так как достаточно насыщенный этап урока позволяет проявить себя в изучении новой темы.

    V. Итог урока.

    В начале урока мы поставили с вами цели. Давайте проверим, смогли ли мы их реализовать.

    Блиц-опрос:

    1. Какую часть речь мы сегодня изучали? Дайте определение имени числительного.

    2. На какие разряды делятся имена числительные по значению?

    3. На какой вопрос отвечают количественные имена числительные?

    4. Что обозначают количественные имена числительные?

    5. На какие вопросы отвечают порядковые имена числительные?

    6. Что обозначают порядковые имена числительные?

    7. Определи разряд: тридцать, шестой, двадцать седьмой, семидневный(ловушка-активизация мыслительной деятельности), восемьсот.

    Для учащихся с ЗПР я читаю вопросы с паузами и предлагаю им про себя отвечать, пользуясь таблицей (слайд №9), далее отвечаем вслух (таблица закрывается).

    VI. Оценки за работу на уроке.

    VII. Домашнее задание.

    VIII. Рефлексия.

    Первый пьедестал. Оцени свою работу. 1 место – отлично; 2 место – хорошо; 3 место – могу лучше.

    Второй пьедестал. Моё настроение. 1 место – стало лучше; 2 место – не изменилось; 3 место – стало хуже.

Похожие публикации