«Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна

Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста. Центральный интерес повествования заключен в добросердечной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.
Психологически доподлинно показано состояние молодого, целомудренного

И наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей природы. Потом переплетается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, райской и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восхищения девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по своему природа: “Между тем блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала: “Эраст, Эраст! – сказала она.- Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!”
Беспокойство оказывается ненапрасным: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на возможность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд около Симонова монастыря – места ее счастливых свиданий с Эрастом.
В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.
Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут звучать в нашей литературе – в пушкинских “Цыганах”, в поздней драме Л. Н. Толстого “Живой труп” и романе “Воскресение”. А судьба Лизы отзовется в “Станционном смотрителе” Пушкина, в “Бедных людях” Достоевского. По существу, “Бедной Лизой” открывается ключевая в отечественной литературе тема “маленького человека”.
Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что “и крестьянки любить умеют”. Но именно потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, ибо Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более – на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, еще не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название “Лизин пруд”. Сюда сходились на свидание сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться “меланхолии” люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление:
“Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,- Топитесь, девушки, в пруду довольно места!” А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд этот вовсе не называется Лизиным.
Все это и сейчас не может не вызывать улыбки, наивность и простодушие людей далекой от нас эпохи. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что “привязанную” к крестьянке устарелым литературным языком – историю девической любви с ее зарождения до катастрофы Карамзин передал с психологической достоверностью, в ее зерне уже содержится и будущий Тургенев, певец “первой любви” и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в душевное течение с его формами и законами. Узнаваемый во всем мире изощренный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, появляется в кажущейся ныне наивной и даже неумелой повести этого писателя.

В конце 18 века ведущим литературным направлением в России был сентиментализм, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его «Письма русского путешественника» и повести – образец сентиментализма. Так, повесть «Бедная Лиза» (1792) построена в соответствии с основными законами этого направления. Тем не менее, писатель отошёл от некоторых канонов сентиментализма европейского.
В произведениях классицизма были достойны изображения цари, вельможи, полководцы, то есть люди, выполнявшие важную государственную миссию. Сентиментализм же проповедовал ценность отдельной личности, пусть даже незначительной в государственных масштабах. Поэтому главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, рано оставшуюся без отца-кормильца и живущую с матерью в хижине. По-мнению сентименталистов, способностью глубоко чувствовать, доброжелательно воспринимать окружающий мир обладают как люди высшего сословия, так и низкого происхождения, «ибо и крестьянки любить умеют».
У писателя-сентименталиста не было цели точно отображать действительность. Лизин заработок от продажи цветов и вязанья, на который живут крестьянки, не мог их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не стараясь передать всё реалистично. Его цель – пробудить в читателе сострадание. Эта повесть впервые в русской литературе заставила читателя сердцем почувствовать трагизм жизни.
Уже современники отмечали новизну героя «Бедной Лизы» - Эраста. В 1790-е годы соблюдался принцип строгого деления героев на положительных и отрицательных. Эраст, погубивший Лизу, вопреки этому принципу не воспринимался злодеем. Легкомысленный, но мечтательный юноша не обманывает девушку. Сначала он питает искренние нежные чувства к наивной поселянке. Не задумываясь о будущем, он полагает, что не причинит зла Лизе, будет всегда рядом с ней, как брат с сестрой, и они будут счастливы вместе.
Изменился и язык в произведениях сентиментализма. Речь героев «освободилась» от большого количества старославянизмов, стала более простой, близкой к разговорной. В то же время стала насыщенной красивыми эпитетами, риторическим оборотами, восклицаниями. Речь Лизы и её матери витиеватая, философичная («Ах, Лиза! - говорила она. - Как все хорошо у господа бога!.. Ах, Лиза! Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя!»; ««Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся». - «Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее! Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!»).
Цель такого языка – воздействовать на душу читателя, пробудить в ней гуманные чувства. Так, в речи повествователя «Бедной Лизы» мы слышим изобилие междометий, уменьшительно-ласкательных форм, восклицаний, риторических обращений: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!»; «Прекрасная бедная Лиза с старушкою своей»; «Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!» Какая трогательная картина!»
Большое внимание сентименталисты уделяли изображению природы. События часто разворачивались на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле. Чувствительные натуры, герои сентименталистских произведений, остро воспринимали красоту природы. В европейском сентиментализме предполагалось, что близкий к природе, «естественный» человек обладает только чистыми чувствами; что природа способна возвысить душу человека. Но Карамзин попытался оспорить точку зрения западных мыслителей.
«Бедная Лиза» начинается с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека. События разворачиваются в Москве и на природе. «Натура», то есть природа, вслед за рассказчиком пристально «наблюдает» за историей любви Лизы и Эраста. Но она остаётся глуха и слепа к переживаниям героини.
Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: «ни одной звёздочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения». Даже напротив – «мрак вечера питал желания». Непонятное происходит с душой Лизы: «Мне показалось, что я умираю, что душа моя... Нет, не умею сказать этого!». Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она словно отдаёт душу Эрасту. Гроза разражается лишь после – «казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Лиза пугается грома, «как преступница». Она воспринимает гром как кару, но природа ничего не подсказала ей ранее.
В момент прощания Лизы с Эрастом природа по-прежнему прекрасна, величественна, но равнодушна к героям: «Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба… вся натура пребывала в молчании». «Молчание» натуры в трагическую для Лизы минуту расставания подчёркнуто в повести. Природа и здесь ничего не подсказывает девушке, не спасает её от разочарования.
Расцвет русского сентиментализма приходится на 1790-е годы. Признанный пропагандист этого направления Карамзин развивал в своих произведениях главную мысль: просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

Одна известная актриса, делясь впечатлениями от Гатчинского фестиваля, заметила, что он, возможно, уступает другим киносмотрам в помпезности церемоний, роскоши нарядов VIP-персон, светскости тусовки, но атмосфера здесь в полном смысле творческая и в то же время теплая, человечная.

Это плод усилий многих людей. От работников оперативных служб фестиваля, возглавляемых бессменным директором Генриеттой Ягибековой, до губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, который возглавляет оргкомитет смотра отнюдь не формально, а решает самые острые - как нетрудно догадаться, - финансовые проблемы.
Еще одна привлекательная особенность проводящегося при информационной поддержке "Труда" фестиваля - обращенность к рядовому зрителю. В этот раз состоялось около 90 киносеансов (в основном бесплатных), школьники на них приходили целыми классами: привить любовь к хорошей литературе, настоящему кино, большому экрану - одна из "сверхзадач" смотра. Прошло более 30 встреч писателей, режиссеров, музыкантов со зрителями в библиотеках и школах. Одна из встреч прошла в Свирском авиаполку, прямо на летном поле.
Гатчинцы гордятся своей землей и с удовольствием показывают местные достопримечательности: дворцы и парки Павловской эпохи, единственный в стране музей литературного персонажа - Дом станционного смотрителя в Выре, избу няни Пушкина Арины Родионовны в Кобрине, памятники, связанные с именами Рылеева и Фофанова, Северянина и Куприна. Незабываемое впечатление оставило посещение фамильного дома Набокова в Рождествено, пять лет назад пострадавшего от пожара. Гостей фестиваля встретил директор музея Александр Семочкин в рабочем ватнике, с пилой в руках. Этот удивительный человек - эрудит и фанат своего дела - рассказал об уникальном памятнике XVIII века, о ходе его восстановления.
Но главное на фестивале, разумеется, кино. Зрители увидели тематические ретроспективы, посвященные знаменательным датам и юбилеям фильмов, их создателей и писателей. Эти ленты представляли такие признанные мастера, как Юлия Борисова, Жанна Прохоренко, Кирилл Столяров, Людмила Чурсина, Геннадий Юхтин, Ирина Скобцева, Наталья Варлей, Людмила Зайцева, Георгий Натансон. Но основной фестивальный сюжет разворачивался, конечно, вокруг картин, представленных на конкурс.
На торжественной церемонии закрытия смотра председатель авторитетного жюри писатель Сергей Есин назвал победителей. Главная награда "Гранатовый браслет" досталась фильму "Бедная Лиза", поставленному Славой Цукерманом (США) по повести Николая Карамзина. Большим призом награжден Алексей Учитель за картину "Дневник его жены" об эпизодах эмигрантской жизни Ивана Бунина. Призами за лучшие мужскую, женскую роли и дебют удостоены снимавшиеся в этом фильме Андрей Смирнов, Галина Тюнина, Елена Морозова. Специальные призы присуждены анимационной ленте Сергея Серегина "Лукоморье. Няня" и фильму-балету Евгения Ростовского "Кроткая". Отмечены также актеры Евгений Миронов и Сергей Маковецкий.
Кроме официальных наград жюри, на Гатчинском киносмотре вручаются призы, учрежденные организациями и лицами, пожелавшими таким образом поддержать фестиваль. Приятно, что среди награжденных - постоянные авторы "Труда". Скажем, приз зрительских симпатий получил режиссер Константин Одегов за фильм "Игра на вылет" по повести "Небо падших". Ее автор - Юрий Поляков удостоен награды "Золотое перо". Отмечены также Владимир Войнович и Виктор Ерофеев, а Сергею Есину достался приз губернатора Ленинградской области, который он сам и вручил писателю.

Сочинение

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» - вспоминаются слова М.А. Булгакова, и хочется верить, что действительно она существует, что это чувство посетит и меня. Кроме «Мастера и Маргариты» существует множество трогательных и красивых произведений о любви. «Ромео и Джульетта», «Руслан и Людмила», «Бедная Лиза» всегда будут волновать душу читателя. Каждый автор касался темы любви в своем творчестве. Большинство рассказов, поэм, стихотворений, баллад, Романо, сказок посвящено «этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять». Но, на мой взгляд, самое лучшее, самое прекрасное и восхитительное произведение о любви – «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна. Только он смог так выразительно передать мир человеческих чувств. И, безусловно, требовалось мастерство и талант писателя, чтобы создать рассказ, полный музыки, ярких впечатлений и переживаний. И только настоящий кудесник слова может заставить плакать над своим произведением.
Почерк талантливого автора виден по первым строкам. Открывая книгу, понимаешь, что это необычное творение, музыка будет сопутствовать до последней страницы рассказа и сыграет немаловажную роль. Эпиграфом к «Гранатовому браслету» является не цитата, не стихотворение, не изречение, а название сенаты Бетховена. Музыка звучит и дальше: «Васючок пел в полголоса, под аккомпанемент Женни Рейтер, итальянские народные компоненты и рубинштейновские восточные песни», и потом пианистка сыграет «то самое место из Второй сенаты», «это исключительное, единственное по глубине произведение». Именно музыка Бетховена поможет главной героине понять Желткова и осмыслить то, что с ней произошло.
Исключительная роль принадлежит и пейзажу. Описания природы предвосхищают события, помогают понять внутренний мир героев. События происходят осенью, порой печальной и унылой. Это время года ассоциируется с расставанием, умиранием всего живого.
В первой главе рассказа описание природы предвещает плохой исход: «наступили отвратительные погоды», и даже обещает смерть: «пусть неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега», но все же «погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась, что-то хорошее, светлое случилось с героями «Гранатового браслета»: «наступили тихие безоблачные дни, таких не было даже в июле» - как напоминание о чем-то добром и прекрасном, что произойдет с Верой.
А.И. Куприн передает состояние природы с помощью метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), эпитетов («ласковому соленому ветерку»). Искусное использование ярких и выразительных художественных средств языка делает произведение необыкновенно красивым и доказывает, что Куприн – мастер и волшебник слова. Природа также помогает определить характер героев. Вера и Анна Николаевна обладают уникальным зрением и восприятием всего прекрасного. Она увидела, что в «лунном свете есть какой-то розовый оттенок», но над ней все смеялись, хотя художник, человек, все примечающий, сказал, что давно об этом знает. О тонком восприятии героинь говорят и метафоры, используемые в разговоре: «А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты бисером». Вера и Анна обладают удивительной чувствительностью, природа вызывает у них бурю эмоций и чувств. Автор наделил героев также прекрасным обонянием: «только белая акация пахла … да и та конфетами», а Анна сделала для себя открытие, что морская вода пахнет резедой. Тонким слухом, уникальным обонянием, осязанием, зрением обладают честный, благородный, искренний генерал Аносов, Вера Шеина и Анна Фриессе.
Веру и Анну Николаевну кроме любви к природе и всему прекрасному объединяет также страсть к азарту. Но в остальном они непохожи. Вера «пошла в мать, красавицу англичанку», была экономна, «строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».Очаровательная покатость плеч сочеталась с лебединой шеей. Отсюда и фамилия – Шеина.
«Анна, наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца», «живая и легкомысленная, насмешница». Об ее утонченном вкусе говорит подарок, сделанный Вере, - записная книжка, купленная в антикварном магазине.
Еще одна вещь, подаренная княгине говорит о том, кто ее преподнес. Муж, уезжая, положил на столик «»прекрасные серьги из грушевидных жемчужин». Дорогое украшение, но холодное, одаренное не от души. Василий Львович даже не сказал теплые слова поздравления жене.
Вере Николаевне подарили еще одно украшение, «низкопробное», но преподнесенное от всего сердца. Гранатовый браслет был для Желткова очень дорого и ценен, как фамильная драгоценность, и вложил он в свой подарок больше чувств, чем князь Шеин. А сколько любви и преданности было в его словах: «… я осмелюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение», «на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас».
Желтков любит искренне, но безответно, и это чувство обладает разрушающей силой: в жизни его больше ничего не интересует.
Он готов умереть, только бы Вера Николаевна была счастлива. «Смешная» фамилия Желтков произошла от реальной – Жолтиков, человек, который тоже был безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен. А желтый цвет является символом печали и разлуки.
Печальные чувства «Г.С.Ж.» понимает Василий Шеин, он чувствует, что присутствует при «громадной трагедии души». И только товарищу прокурора не подвластны пониманию чувства, боль и страдания Желткова.
Разговаривая с ним, он делает жест, точно бросает правой рукой на землю от груди какой-то невидимый предмет. Его слова превратились в брошенную «невидимую тяжесть». Он черств и жесток в обращении с людьми, не щадит их чувств, и, конечно, он никогда искренне не полюбит и никогда не поймет Желткова. И только Вера Шеина осознала, что это была «настоящая, самоотверженная, истинная любовь», что она пересекла ее жизненный путь.
В «Гранатовом браслете» А.И. Куприн показал «в нежных звуках» и доказал, что любовь способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира. Искусно используя преобразительные средства языка, через описания природы, речевую и портретную характеристики, писатель превосходно изобразил героев, их мысли, чувства. Создание такой великолепной жемчужины русской литературы, как «Гранатовый браслет», говорит о таланте и мастерстве писателя и подтверждает, что А.И. Куприн – настоящий художник слова, певец, провозглашающий искреннюю любовь.
Произведение поражает красотой и великолепием, и я соглашусь со словами одного из классиков, что «один из благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – куприновский «Гранатовый браслет».

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет» Любовь - главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") Вариант I Реальность образа Желткова Характеристика образа Желткова Г.С. Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»


Темы, идеи, образы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений хvъъ веке в России, ярчайшим представителем
которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и
обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским
доблестям – глубину простого человеческого сердца, тайны души.
Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ автора о чем-либо, а величайшей ценностью –
чувствительность, появилась и до Карамзина, но именно «Бедной Лизе» предстояло стать лучшим произведением
сентиментализма, а ее героям и идеям прочно выйти не только в литературу, но и в саму культуру и быт людей.
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это
история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Эраст – светский молодой человек «
с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ведренным». Общественная жизнь и светские
удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о
том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно на лоне
природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» - крестьянку Лизу. Целомудренная,
наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди
беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил,
что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь; «…
не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною
рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».
Чувственность – высшая ценность сентиментализма - толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина
чистый первый влюбленности нарисована в повести

Очень трогательно. «Теперь думаю, - говорит Лиза Эрасту, - что без тебя
жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…»
Эраст тоже восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в
сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему,
пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое
состояние и в конце концов женится на богатой вдове.
А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» - бросается в пруд около Симонова монастыря. Эраст
тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя
убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
Повестью «Богатая Лиза», по существу, открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный
аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой
очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на
сентиментальных романов.
Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведения А.С. Пушкина. Когда он писал «Барышню - крестьянку» то совершенно
определенно ориентировался на « Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в «роман» со счастливым концом.
В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает.
В « Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не
покончила жизнь самоубийством.
Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд.
Хотя она остается жит, но жизнь ее полна грязи и унижений.
Образ героини Карамзина Существовал и в произведениях других писателей. Именно в этой повести зарождается признанный во
всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

Найти все анализы рассказа Карамзина «Бедная Лиза» Сочинения по Карамзину Сочинения по произведению «Бедная Лиза»

Похожие публикации