Храм рождения пресвятой богородицы владыкино. Церковь рождества богородицы во владыкине

Церковь считается духовным центром московского района Отрадное, густонаселенного и крупного. Храм, который сегодня могут видеть паломники, соорудили в середине XIX столетия, финансированием занимался местный купец Г. Толоконников. Здание возводилось в стиле архитектурной эклектики, то есть компиляции различных типов строительного искусства. В период правления большевиков церковь не закрыли, сегодня здание является памятником истории и зодчества.

История постройки

Первым хозяином деревни Владыкино являлся князь Даниил, сын А. Невского. В 1322 г. населенный пункт именовали Вельяминовым по названию древнего рода, не уступающего в знатности Рюриковичам.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

  • В начале XVII столетия царь Михаил передал село в управление Д. Пожарскому, а позже - князю И. Шуйскому. В этот период на территории населенного пункта воздвигли первую церковь на основе дерева, её торжественно освятили в честь Рождества Пречистой Девы. Постройка заменила обветшалую часовню Николая Угодника. Спустя 11 лет церковь вернули Богоявленской обители, которой она изначально принадлежала.
  • В середине XVII столетия к селу Вельяминово проявил интерес патриарх Никон, святитель выменял населенный пункт на два других, находившихся в Московском уделе. Вскоре вотчина была переименована во Владыкино, так как стала резиденцией главы Церкви. В селении воздвигли патриарший дворец и собор, который торжественно освятили в 1654 г. во славу Иверского образа «Божией Матери».
  • В конце XVII столетия Владыкино навестил государь Петр I, вместе со святейшим патриархом Андрианом он участвовал в литургии, проходившей в церкви Рождества Пречистой Богородицы. Большинство икон, пред которыми читали молебны в то время, сохранилось и сегодня.

В 1722 г. патриаршество упразднили, Святейший Синод передал Владыкино во владение святителю Феофану, прославленному помощнику государя Петра I. Новый владелец проводил много времени в селении и часто проводил богослужения. Несколько раз Рождественский храм переносили с места на место по причине расширения деревни.

История с конца XVIII в.

Первая Рождественская церковь из камня была сооружена в 1770 г., колокольню построили за счет финансирования графа К. Разумовского, который владел селом Петровским. Вскоре в храм перенесли иконы и утварь из упраздненного собора, находившегося в соседнем селении. Граф также воздвиг небольшую каменную часовню над колодцем. Храм Рождества Богоматери располагался на холме, рядом бил древний святой источник, над которым стояла небольшая церквушка.

  • В середине XIX столетия возникла необходимость реконструкции обветшалого Рождественского храма. В 1854 г. местный помещик Г. Толоконников пожертвовал достаточно средств для перестройки старинного церковного здания. Главным архитектором строительных работ назначили А. Ярошевского, через 5 лет новый храм был готов. Чин освящения трапезной с двумя приделами провели в конце зимы 1859 г., центральный престол освятил митрополит Филарет.
  • Новый храм не отапливался, стены покрыли клеевой краской, пол выложили из лещадки (плитки). Печи установили здесь в 1896 г., также залили узорчатый бетон, сделали живопись при помощи масляных красок. Вскоре при церкви открыли приходскую школу.
  • После установления советской власти здание продолжали обустраивать, люди делали пожертвования. В 1933 г. местные мастера отреставрировали алтарную часть, а также создали икону святого В. Великого. Через десять лет восстановили заднюю часть строения и алтарные приделы, освежили иконографию. По праздникам продолжали совершать Божественные литургии.

Патриаршее служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы

В 1945 г. торжество в честь Смоленского облика Богоматери, проходивший в Рождественской церкви, посетил патриарх Алексий. Святитель совершил Божественную литургию, благословил прихожан и отбыл после колокольного перезвона.

Современное состояние

В середине XX столетия настоятелем церкви был протоиерей Николай, через 10 лет его сменил отец Павел, который распорядился об устройстве на алтаре металлического оклада с позолотой. В 1970-е гг. местные власти пытались снести Рождественскую церковь ради застройки Алтуфьевского шоссе, но прихожане сумели отстоять права на старинное здание.

В этот период храм возглавил протоиерей Матфей, прославившийся как великий проповедник христианского учения. В 1978 г. настоятель Симеон распорядился реставрировать церковь, вскоре соорудили и освятили крестильную часовню святого Филарета. Здесь также открыли лавку, просфорню, воскресную школу.

Симеона в 2003 г. сменил протоиерей Сергий, открывший новую эпоху становления Рождественского храма. Прихожане с большой любовью относятся к архипастырям новым и прошлым. Врата церкви открыты каждый день, богослужения здесь совершаются по расписанию.

Святыни

Местные миряне называют церковь благодатной, так как её не смогли закрыть даже в суровый для православия советский период. Строение также избежало попаданий немецких снарядов, хотя их пушки стояли в непосредственной близости. Вокруг церкви располагалась деревня, - ни одно строение не подверглось разрушениям войны.

Иконостас церкви Рождества Пресвятой Богородицы

Большим почетом пользуются хранящиеся здесь иконы «Скоропослушница» и «Одигитрия», изображения Василия Великого и Николая Угодника, а также частицы их мощей.

Как добраться

Церковь находится в Москве, на улице Алтуфьевское шоссе, строение № 4. Ближайшая станция метро - «Владыкино».

Богослужения в храме проводятся каждый день, в 9:00 начинается утреня, а в 17:00 - вечерня. По воскресеньям и торжествам здесь совершается литургия, а после них молебен и панихида. Каждый день в 11:00 начинается ритуал Крещения, участникам таинства необходимо поучаствовать в огласительных беседах.

На заметку! В храме также можно заказать требы.

Храм Рождества Пречистой Девы Марии не отличается большими размерами. Когда его сооружали, никто не мог представить, что сюда будет приходить колоссальное количество православного народа. К тому же заинтересованные в строительстве люди опасались, что главный зачинатель и жертвователь не доживет до окончания воздвижения большого собора, так и произошло - Г. Толоконников скончался сразу после чина освящения.

В дни празднеств строение не способно вместить всех желающих. Интерьер отличается простотой и скромностью, старинные иконы являются главными реликвиями образцовой, но небольшой церкви.

Приходской Рождественский храм, расположенный в московском районе Отрадное, считается федеральным памятником истории и архитектуры. Здесь ежедневно проводятся богослужения, интерьер отличается простотой, а во внешнем виде сочетается множество компонентов различных времен. Церковное строение знаменито тем, что ни разу не закрывалось, а также не пострадало во время военных действий.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине


Церковь Рождества Богородицы
во Владыкине

Церковь построена в 1859 на средства купца Г.М. Толоконникова в одном из древнейших подмосковных сёл, церковь в котором известна с 1585. Существующее здание сооружено в духе эклектики. К двухсветному четверику, завершённому широко расставленным пятиглавием, с востока примыкает полукруглая в плане апсида, с запада - небольшая двухпридельная трапезная (престолы архангелов Гавриила и Михаила) и двухъярусная шатровая колокольня. В декоре преобладают формы «русского стиля». Углы здания закреплены пучками укрупнённых тройных полуколонок, подчёркивающих несколько приземистые, тяжеловесные пропорции его объёмов. Над углами четверика возвышаются небольшие тумбы, обработанные килевидными кокошниками, венчающий его карниз усложнён поясами поребрика и плоских арочных нишек, а барабаны глав с кокошниками в основании украшены аркатурой и ложными окнами.

Ограда церковного участка и небольшая, сильно перестроенная кирпичная часовня, сохранившаяся в его северной части на месте древнего деревянного храма, сооружены во второй половине XIX в. Основная святыня церкви - почитаемая икона Смоленской Богоматери с частицами мощей Святителя Василия Великого, Святителя Николая и великомученицы Варвары.

В советский период храм не закрывали. В 1928 году о храме писали многие газеты и журналы, но связано это было с печальным событием – смертью первой народной артистки РСФСР М.Н. Ермоловой (1853-1928). Она завещала похоронить себя в селе Владыкине, где при храме на кладбище были похоронены ее родители и сестры. Последнюю волю М.Н. Ермоловой выполнили, однако через несколько лет это кладбище было срыто, а прах М.Н. Ермоловой в 1934 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Адрес сайта: http://www.rpb-v.ru



Колокольня Богородице-Рождественской церкви
во Владыкине

Святыни храма
Рождества Богородицы во Владыкине

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "ОДИГИТРИЯ" (СМОЛЕНСКАЯ)

Смоленская икона Пресвятой Богородицы "Одигитрия" (Путеводительница) явила много чудес в XIX и XX вв.
По сохранившимся свидетельствам, во время холеры 1848 г. вокруг села Владыкино крестным ходом обносили икону Божией Матери Смоленской, и болезнь отступила.
Перед этим образом в храме по воскресеньям в 17.00 совершается пение акафиста.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "СКОРОПОСЛУШНИЦА"

Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница была привезена в благословение в село Владыкино в 1899 году.
Образ был написан на Святой горе Афон в монастыре Вмч. Пантелеимона.
На оборотной стороне иконы находится надпись: "В благодарность за исцеление отроковицы Антонины пожертвована сия икона с ризою матерью ея Анной Су-Соколовой. 15 апреля 1899 года".
В 1920-е гг. риза с иконы была изъята из храма, но медная табличка, свидетельствующая о чуде, поныне сохранилась на обороте иконы.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ

Икона Пресвятой Богородицы Казанская - один из древних почитаемых образов храма.
В сентябре 2008 года, к празднику Казанской иконы Пресвятой Богородицы, завершилась реставрация святыни.

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ"

Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы - "Всех скорбящих Радость".
Люди притекают у чудотворному образу Пресвятой Богородицы, веря в Нее как в дивную Заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной.
По вере людей в милосердие Богоматери к нам грешным утвердился обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к ней: "О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и заступление".
Поэтому и изображается Богоматерь на иконе во весь рост, в окружении разного рода бедствующих людей - нагих, обиженных, алчущих. Около этих бедствующих изображают часто Ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; Ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь.

ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Образ святителя Николая Чудотворца с 16 клеймами жития является самой древней иконой храма (конец XVI - начало XVII в.).
Этот образ происходит из древних храмов, стоявших на месте нынешнего.
Икона расположена на правом клиросе в местном ряду иконостаса.

ИКОНА ПРАВЕДНОЙ АННЫ КАШИНСКОЙ

Икона святой благоверной княгини Анны находится в северной части храма (ближе к левому клиросу) между северным входом в храм и иконой Божией Матери Смоленской ("Одигитрией").
Интересно житие святой Анны.
Святая благоверная великая княгиня Анна была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучкой святого благоверного князя Василия Ростовского.
Много скорбей выпало на долю святой Анны - один за другим умирают ее близкие: отец, первая дочь - Феодора, супруг (князь Михаил был зверски замучен в Орде в 1318 году).
В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
После мученической кончины сына и внука Анна принимает монашество.
Сначала Анна подвизалась в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перешла в специально выстроенный для нее монастырь.
Здесь она и преставилась в 1368 году, приняв схиму. Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Однако лишь спустя почти три столетия на Московском Соборе 1649 года было постановлено открыть мощи княгини Анны. Торжественное перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года.
Примечательно, что вскоре святая благоверная Анна Кашинская становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой и запрещает поклонение ее святым мощам. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.
Несмотря на то, что церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено.
И в наши дни люди просят помощи святой угодницы Божией, заказывают молебны, ставят свечи, молятся перед иконой святой Анны Кашинской.

ИКОНА БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ АНЕМНЯСЕВСКОЙ

В 1936 г. на Владыкинском кладбище вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы была похоронена святая блаженная Матрона Анемнясевская (в монашестве Мордария), прославленная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (9) 22 апреля 1999 г.
В храме, вблизи которого блаженная Матрона обрела свое последнее земное пристанище, ее присутствие особенно ощутимо.
По благословению настоятеля храма - прот. Сергия Ткаченко была написана икона блаженной Матроны, символизирующая связь святой с храмом Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (образ блаженной Матроны написан на фоне храма.
Икона обычно находится на аналое у придела архангела Михаила (справа от входа).

В ризнице храма храняться старинные Евангелия XVIII века
и облачения:

История Владыкино

Та местность, в которой находится сегодняшний район Отрадное, впервые упоминается на скрижалях истории более шестисот лет назад.

Дабы лучше понять длину сей дистанции огромного размера, прибавьте к нынешней дате столько же, ну, скажем, те же 600 лет. Получите 2663 год. Кто скажет, каково будет тогда село Владыкино - исторический прародитель Отрадного?

Владыкино в пору своего возникновения считалось селом на самых дальних подступах к столице. Кремля было не видать ни с довольно высоких берегов речки Лихоборки и ее притока - небольшой речки Жабни, ни с колокольни издавна стоявшей здесь церкви, которая не раз меняла имя и облик.

Первыми хозяевами села были бояре Вельяминовы, первоначальники которого служили еще Ивану Даниловичу Калите. Позднее представители рода поднялись до должности тысяцкого - фактически второго человека в городе. Когда отсутствовал князь, делами в городе заправлял тысяцкий.

В конце концов Вельяминовы стали считать эту должность как бы собственностью своего рода, и когда в середине XIV века князь Дмитрий Иванович Донской ее попросту ликвидировал, сын последнего тысяцкого, Тимофей Вельяминов, перешел на службу к татарам. Московской агентуре удалось схватить его, и уроженец села Владыкина стал первым, над кем свершилась первая публичная казнь в Москве. Младший брат изменника смыл вину со своего славного рода - он героически сражался и погиб на Куликовом поле.

Кто-то из его потомков (кто - неизвестно) завещал село, носившее имя владельцев, Богоявленскому монастырю. Тому самому, что значится одним из древнейших в Москве, тому самому, что ближе всех других монастырей находится к Кремлю. В ту пору, когда село было монастырским владением (по точным данным на 1551 год), в селе имелась деревянная церковь Николы Чудотворца, несколько дворов, полторы сотни гектаров пашни... Для старинного села - немного, но о численности населения монастырская хроника умалчивает. Вряд ли оно было многочисленным: суровый XVI век с его войнами выкашивал московский люд с грустной регулярностью...

А после Смутного времени от села фактически и вовсе ничего не осталось: люди разбежались, церковь сгорела... Хозяевами села тогда значились Шуйские, но им тоже не везло: царь Василий, как и его брат (владелец села), неудачливый полководец, окончили дни свои в польском плену. В 1619 году владельцем села стал герой освободительной войны, легендарный князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Но когда из польского плена возвратился меньшой наследник Шуйских, Иван, ставший тогдашним министром внутренних дел (начальником Сыскного приказа) село вернули ему. В честь своего благополучного возвращения Шуйский приказал построить деревянную церковь в честь Рождества Богородицы - она простояла до 1934 года, когда сгорела "при неизвестных обстоятельствах".

После смерти бездетного Шуйского село ненадолго вернулось к Богоявленскому монастырю, у которого вскоре его выменял охочий до живописных местностей патриарх Никон. За одно монастырское село он отдал несколько своих, - стало быть, было на что смотреть и чем наслаждаться в тогдашнем Вельяминове, которое с легкой руки именно Никона получило свое нынешнее название. Никон повелел построить в селе храм во имя Иверской иконы Божьей Матери, тогда же село стало называться Владыкиным. Но кто знает, откуда это имя? То ли от Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, то ли от титула патриарха - "владыко"?

Несмотря на опалу патриарха-реформатора, Владыкино продолжало числиться в непосредственном ведении патриарха, и, очевидно, село в это время совсем не бедствовало. В частности, известно, что в патриарших хоромах однажды побывал на пиру юный Петр I. Но, как сказал поэт, "царь Петр не любил попов, Построив Питер, он патриарха сократил". И от богатого села осталось едва полтора десятка крестьянских домов. Каковые и были пожалованы в 1722 году тяжелой рукою царя знаменитому проповеднику, архиепископу Псковскому и Нарвскому Феофану Прокоповичу. Тому самому Феофану, произнесшему знаменитую речь над гробом Петра ("Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!...") и которую до 1917 года выпускники даже немудреных сельских школ (была такая и во Владыкине) обязаны были знать назубок.

Феофан во Владыкино наезжал не единожды, но в 1736 году он умер, и село - на этот раз почти на двести лет - перешло в царскую казну. В середине XIX века, когда была построена - на средства купца Гаврилы Толоконникова, хозяина близлежащего воскоотбельного завода - ныне существующая каменная церковь Рождества Богородицы, Владыкино с его четырьмя десятками дворов, проточным прудом, мельницей слыло богатым селом. А проходившая поблизости Дмитровская дорога открывала поистине безграничные возможности обогащения для предприимчивых селян.

А когда в 1902 году была построена Савеловская железная дорога (с насыпи близ станции Рождественский храм прекрасно виден и в наши дни), появилась станция на Окружной, дачников стало очень много: эта железнодорожная станция была чрезвычайно популярна у москвичей. Керосиновые фонари ярко освещали платформу. К кирпичному станционному дому вела стеклянная галерея. Синие стрелки на железнодорожных часах показывали петербургское, а красные - московское время. На станции был телефон... Владыкино окончательно сделалось чрезвычайно модным подмосковным дачным местом, где обожала прятаться от летнего зноя богатая московская публика.

Среди первых дачниц была и великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова, облюбовавшая Владыкино еще в конце 1860-х годов. Возле церкви похоронили родителей великой актрисы и ее сестер. Ермолова и сама завещала похоронить себя возле владыкинского храма, но через шесть лет после похорон кладбище при храме было уничтожено, а Ермолову перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Но уничтожение некрополя было как видно, платой за сохранение самого храма - он даже в советские времена никогда не закрывался. Более того он сохранил сокровища, перенесенные в него из окрестных разрушенных храмов. Но это отдельная история, а ныне всякий прихожанин владыкинской церкви прекрасно знает главные ее святыни - икону Божьей Матери "Скоропослушница", когда-то принесенную со святой горы Афон, и образ святителя Николая Мирликийского (более известного на Руси как Николай Чудотворец), сохранившийся еще от самой первой сельской церкви.

В первые годы советской власти Владыкино числилось многолюдным (население - около тысячи человек) подгородним селом, колхоз которого специализировался на поставке ягод и овощей в столицу. Леса вокруг были вырублены, и все менее вспоминался утопавший в зелени дачный поселок. Помнили о нем лишь поредевшие лиственные рощи да существовавшие при каждом доме палисадники с роскошными цветами, которые, по преданию, пленили когда-то даже сурового патриарха Никона.

Лихоборка стала постепенно мелеть, купаться в ней стало невозможно, и в итоге почти целиком она была забрана в трубу. Последние следы дачного поселка стерлись в конце 1950-х годов, во времена типовой спальной застройки, и теперь разве что умудренный годами старожил укажет точно, что "дачный" центр Владыкина располагался на месте, где сейчас одноименная станция метро... И никому в голову не приходит говорить сейчас о Владыкине, как о дальней окраине Москвы. А самые записные остряки уже предвидят времена, когда москвичи станут говорить: "Владыкино? Да это ж почти центр города!" Именно так случилось с "дальними" когда-то окраинами старой Москвы - Филями, Кунцевым, Всехсвятским, Тропаревым и другими древними селами.

Официальный сервер Управы района Отрадное: http://www.svao.mos.ru/ot/

С дороги владыкинский храм как будто и незаметен вовсе (особенно летом, когда густая зелень старых деревьев скрывает его от глаз). Лишь приглядевшись, видишь его небольшие главки и звонницу. А между тем церковь Рождества Богородицы — важный пункт на карте Владыкина (да и смежных с ним районов). Хотя в последнее время на окраинах появляются новые храмы, но верующих притягивает к себе именно эта церковь, освященная молитвой многих поколений и подвигом новомучеников.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино история


Саша Митрахович 14.11.2017 08:02


Храм Рождества Богородицы во Владыкино невелик. При его постройке никто и предположить не мог, что он будет служить домом молитвы для стольких людей. По праздничным дням церковь ныне не вмещает в себя молящихся. Внутреннее убранство храма отличается опрятной скромностью (и таким было всегда). Лучшее его украшение — старинные иконы, ценность которых была понятна уже в позапрошлом столетии. . . .


Саша Митрахович 14.11.2017 08:13


Богородице-Рождественская церковь - духовный центр густонаселенного окраинного района. Литургия здесь совершается каждый день, а в воскресные и праздничные дни служат две литургии — раннюю и позднюю.

При храме действует воскресная школа для детей от четырех до пятнадцати лет, катехизические курсы для взрослых. Есть молодежное движение имени священномученика Иоанна Хрусталева, собрания которого проходят по субботам после всенощного бдения. Молодые люди вместе изучают Священное Писание, ходят в музеи, совершают паломнические поездки.

В 2014 году Богородице-Рождественский храм отмечает сразу две юбилейные даты (это не считая общецерковного праздника — 700-летия со дня рождения ): 150-летие со дня рождения , которую во Владыкине очень почитают, и 155-летие освящения существующего каменного храма.

На церковном дворе возведена и освящена (21 сентября, в престольный праздник) памятная часовня блаженной Матроны, где прихожане и паломники смогут помолиться перед образом столь тепло любимой многими святой. Духовенство храма будет регулярно служить здесь молебны.


Саша Митрахович 14.11.2017 08:21


Храм Рождества Пресвятой Богородицы Владыкино богослужения:

Божественная литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы совершается ежедневно в 9:00; вечернее богослужение — в 17:00. В воскресные и праздничные дни — две литургии (в 7:00 и в 10:00). В воскресенье вечером служится вечерня с акафистом перед чтимым Смоленским образом Божией Матери, в четверг — с акафистом святителю Николаю перед его образом. Иную информацию (о совершении Таинств, треб и т. д.) можно найти на регулярно обновляемом сайте храма.

Сегодня Владыкино - часть густонаселённого района Отрадное, но в былые времена - эта территория называлась селом Вельяминовым. Оно сменило немало хозяев, однако все они были людьми религиозными.

Рождества Пресвятой Богородицы была построена при князе И. И. Шуйском (до этого в селе стояла Никольская , но она обветшала). Приблизительная дата строительства – 1627 год. А с 1653-го Вельяминово стало вотчиной патриарха Никона, в связи с чем его название сменилось на Владыкино (от слова «владыка», коим величали патриарха).

Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине не раз посещали Святейшие Патриархи, а в 1690 году – и сам царь Пётр Алексеевич.

Многие иконы тех времён, такие как Николая Чудотворца, Казанской и Смоленской Богоматери, а также Рождества Пресвятой Богородицы, до сих пор радуют прихожан в современной Рождественской обители.

Исследователи предполагают, что в 1720-х гг. переносили на правый берег реки, а после вновь вернули на левый, туда, где она стоит и сейчас.

Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

В 1770 году на месте деревянной церкви был возведён каменный храм. Владелец соседнего села, граф Разумовский построил при нём колокольню и часовню. А иконы принесли жители села Никольское, т. к. их церковь упразднили. Впоследствии была разобрана, а из её кирпича – построена церковная ограда.

Со временем обветшал и сам храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине , требовалась его серьёзная реконструкция. И тут очень помог Г. М. Толоконников – и как меценат, и как организатор. Строительство длилось с 1854 по 1859 гг. Архитектором выступил А. Ф. Ярошевский.

Южный придел освятили во имя архангела Михаила, северный – в честь архангела Гавриила, главный престол – во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм получился нарядным, с некоторыми характерными чертами «русского стиля» в декоре. В основе его – четверик с 5-тью главами на глухих барабанах. С одной стороны к нему примыкают небольшая трапезная и 2-хъярусная колокольня, завершающаяся шатром с круглыми слуховыми окошками; с другой стороны – полукруглая апсида. Стены украшают полуколонны, большие окна с обрамлением в виде сухариков (дентикул), ступенчатые фронтоны.

Поначалу убранство храма было более чем скромным - лещадный пол да холодные стены, окрашенные клеевой краской. Но к концу XIX ст. здание уже отапливалось печами, пол украшали узоры, а стены – масляная живопись. Также при церкви открылась одноклассная школа.

В 1897 году в обители затеяли ремонт – нужно было отреставрировать иконостас, обновить настенную живопись да украсить храм позолотой. Для этой работы привлекли известных мастеров – Сизова, Соколова и Рындина.

Во времена советской власти обитель не закрывалась. Интересно, что во время Второй Мировой здание ничуть не пострадало, хотя немцы стояли недалеко. Так же и в деревне, что расположилась вокруг храма, все дома остались целыми.

В 70-е годы прошлого века Рождественскую церковь намеревались снести, так как она мешала грандиозным планам по застройке Отрадного. Но снова каким-то чудесным образом здание уцелело.

В 80-е годы был построен крестильный храм свт. Филарета Московского .

Сегодня при храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине работают воскресная школа, группа милосердия, молодежный православный центр. А сама обитель является памятником архитектуры и охраняется государством.

Храм Рождества Богородицы во Владыкино считается духовным центром большого и густонаселенного Отрадного.

История

Владыкино является одним из самых старых подмосковных сел. Все его владельцы, в силу своего происхождения, были глубоко религиозными людьми. Они всегда проявляли заботу о храме, находившемся в селе. По обычаям того времени, здание церкви должно было быть деревянным, а когда оно ветшало, то заменялось другим.

Первым владельцем, а тогда село называлось Вельяминово, был князь Даниил Московский. Он известен как Но в 1619 году государь пожаловал село Дмитрию Пожарскому, а через четыре года - князю Шуйскому. Именно при последнем и был построен храм Богородицы во Владыкино, который поднялся взамен обветшавшей церкви, носящей имя Святителя и Чудотворца Николая. Вскоре село, ставшее подмосковной вотчиной Патриарха, получает свое новое название - Владыкино.

Спустя несколько лет здесь был построен патриарший путевой дворец, а неподалеку - еще один храм. Во Владыкино не раз приезжали Патриархи. Святейшие Никон, Иоаким, а после и Адриан слушали здесь Божественную литургию. Девятнадцатого мая 1690 года в село приезжал и царь Петр Алексеевич. Он также посетил храм во Владыкино. Согласно летописи, он тоже присутствовал на Божественной литургии в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Нынешний вид

Многие иконы, у которых благоговейно молились прихожане, приходящие в храм во Владыкино, сохранились до настоящего времени. Они видели царей и Патриархов Московских. Среди икон образы Рождества Пресвятой Богородицы, а также святителя Николая Чудотворца, знаменитой Смоленской иконы Богоматери. Перед ними благоговеют и молятся верующие вот уже четыреста лет.

С упразднением патриаршества селение Владыкино по именному указу в августе 1722 года было отдано Феофану - архиепископу Псковскому. Он часто здесь бывал, подолгу живя в своем дворе, находящемся рядом с церковью. В храме Рождества Пресвятой Богородицы деятельный помощник Петра и глава Синода часто присутствовал на Божественной Литургии. Предположительно, именно в это время деревянное здание было сначала перенесено с левого берега реки на правый, а затем обратно - на то место, где оно стоит поныне.

Первая каменная церковь

Из камня храм Рождества (Владыкино) был выстроен в 1770 году. Колокольню возвел граф владелец соседнего села под названием Петровское. Иконы в обитель Рождества Пресвятой Богородицы были перенесены из упраздненной церкви деревни Никольское. Графом Разумовским была построена также каменная часовня над колодцем, находившимся около храма. Говорят, что святая обитель стояла на холме, а неподалеку в овраге был источник, который издавна считался среди местного населения особенным. Именно над ним и построил часовню Разумовский. Однако в двадцатых годах прошлого столетия последнюю уничтожили. Саму часовню «за ветхостью» полностью разобрали, а ее кирпичи использовали в церковной ограде.

Реконструкция

В середине девятнадцатого века каменный храм во Владыкино, к тому времени уже сильно обветшавший, требовал капитальной реконструкции. Было решено не отремонтировать, а возвести новое здание церкви. Тогда в 1854 году Гавриилом Матвеевичем Толоконниковым - представителем знаменитой одноименной семьи, прославившейся своими врачами, учителями и инженерами, - были пожертвованы огромные средства на постройку нового - трехпрестольного ныне существующего храма. Меценат сам принимал в строительстве активное участие.

Работы велись на основании проекта, автором которого был архитектор А. Ф. Ярошевский. Они начались в 1854-м, а уже спустя пять лет, в феврале 1859 года, была освящена трапезная с приделами: южным - архангела Михаила, северным - архангела Гавриила, который являлся небесным покровителем создателя храма.

Изменения в проекте

Главный престол освятил митрополит Московский Филарет. Священником в те годы был протоиерей Василий, который сам принимал участие в построении новой обители. Прихожане считали, что если бы не он, то и каменного храма владыкинцы бы не видали. Первоначально церковь предполагалось выстроить намного больше сегодняшней. Однако настоятель Василий, принимая во внимание немногочисленность своего прихода и в то же время опасаясь, что меценат Гавриил Матвеевич в силу преклонности лет не успеет завершить постройку, уговорил последнего приступить к возведению здания в более скромных размерах - в том виде, какой есть сегодня. Надо сказать, что его опасения не были напрасными. Толоконников скончался буквально через несколько недель после освящения обители.

Причт

Храм расположен у метро «Владыкино» по адресу: 4. На сегодняшний день в нем служат настоятель отец Сергий, а также протоиерей Владимир, иереи Андрей, Димитрий, Андрей Родионов, протодиакон и диакон. При храме действуют группа милосердия, воскресная школа и молодежный православный центр. Многие жители столицы приезжают помолиться перед Смоленской иконой Божией Матери, которой славится храм во Владыкино.

Расписание богослужений

В будни Литургия в церкви начинается в девять утра, а вечернее богослужение - в пять вечера. По понедельникам, за исключением кануна великих праздников, службы не бывает. По воскресеньям и в особые дни в семь и десять утра совершаются ранняя и поздняя Литургия, после которой начинается водосвятный молебен. В это же время в храме можно заказать заупокойное богослужение.

Похожие публикации