Характерным признаком биосферного уровня организации жизни является. Уровни организации живой природы: краткое описание

Свойства живых организмов

1. Обмен веществ и энергии с окружающей средой (главный признак живого).


2. Раздражимость (способность реагировать на воздействия).


3. Размножение (самовоспроизведение).

Уровни организации живой материи

1. Молекулярный - это уровень сложных органических веществ - белков и нуклеиновых кислот. На этом уровне происходят химические реакции обмена веществ (гликолиз, кроссинговер и т.п.), но молекулы сами по себе еще не могут считаться живыми.


2. Клеточный . На этом уровне возникает жизнь , потому что клетка - минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.


3. Органно-тканевой - характерен только для многоклеточных организмов.


4. Организменный - за счет нервно-гуморальной регуляции и обмена веществ на этом уровне осуществляется гомеостаз , т.е. сохранение постоянства внутренней среды организма.


5. Популяционно-видовой . На этом уровне происходит эволюция , т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием естественного отбора. Наименьшей единицей эволюции является популяция.


6. Биогеоценотический (совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой). На этом уровне происходит

  • круговорот веществ и превращение энергии , а так же
  • саморегуляция , за счет которой поддерживается устойчивость экосистем и биогеоценозов.

7. Биосферный . На этом уровне происходит

  • глобальный круговорот веществ и превращение энергии , а так же
  • взаимодействие живого и неживого вещества планеты.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают значение фотосинтеза в природе?
1) биосферном
2) клеточном
3) биогеоценотическом
4) молекулярном
5) тканево-органном

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Генные мутации происходят на уровне организации живого
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора
1) организм
2) биоценоз
3) вид
4) популяция

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?
1) клеточное строение
2) изменение температуры тела
3) наследственность
4) раздражимость
5) перемещение в пространстве

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?
1) биосферном
2) клеточном
3) популяционно-видовом
4) молекулярном
5) экосистемном

Ответ


Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биосферный
2) генный
3) популяционно-видовой
4) биогеоценотический
5) биогенный

Ответ


1. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) популяционный
2) клеточный
3) видовой
4) биогеоценотический
5) молекулярно-генетический
6) организменный

Ответ


2. Установите последовательность усложнения уровней организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биосферный
2) клеточный
3) биогеоценотический
4) организменный
5) популяционно-видовой

Ответ


3. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.
1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера

Ответ


1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у
1) бактериофагов
2) амёбы дизентерийной
3) вирус полиомиелита
4) кролика дикого
5) эвглены зелёной

Ответ


2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Клеточному и организменному уровням организации жизни одновременно соответствуют.
1) гидра пресноводная
2) спирогира
3) улотрикс
4) амеба дизентерийная
5) цианобактерия

Ответ


3. Выберите два верных ответа. У каких организмов совпадают клеточный и организменный уровни жизни?
1) серобактерия
2) пеницилл
3) хламидомонада
4) пшеница
5) гидра

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Одна амеба обыкновенная одновременно находится на:
1) Молекулярном уровне организации жизни
2) Популяционно-видовом уровне организации жизни
3) Клеточном уровне организации жизни
4) Тканевом уровне организации жизни
5) Организменном уровне организации жизни

Ответ


1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Живое от неживого отличается
1) способностью изменять свойства объекта под воздействием среды
2) способностью участвовать в круговороте веществ
3) способностью воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды
5) способность изменять свойства других объектов

Ответ


2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки присущи только живому веществу?
1) рост
2) движение
3) самовоспроизведение
4) ритмичность
5) наследственность

Ответ


3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для всех живых организмов характерно
1) образование органических веществ из неорганических
2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ
3) активное передвижение в пространстве
4) дыхание, питание, размножение
5) раздражимость

Ответ


4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны только для живых систем?
1) способность к передвижению
2) обмен веществ и энергии
3) зависимость от температурных колебаний
4) рост, развитие и способность к самовоспроизведению
5) устойчивость и относительно слабая изменчивость

Ответ


Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями: 1) биоценотический, 2) биосферный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) процессы охватывают всю планету
Б) симбиоз
В) межвидовая борьба за существование
Г) передача энергии от продуцентов консументам
Д) испарение воды
Е) сукцессия (смена природных сообществ)

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на … уровнях организации.
1) клеточном
2) молекулярном
3) организменном
4) органном
5) тканевом

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. На популяционно-видовом уровне организации жизни находятся
1) рыбы озера Байкал
2) птицы Арктики
3) Амурские тигры Приморского края России
4) городские воробьи Парка культуры и отдыха
5) синицы Европы

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из уровней организации жизни являются надвидовыми?
1) популяционно-видовой
2) органоидно-клеточный
3) биогеоценотический
4) биосферный
5) молекулярно-генетический

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточному уровню организации жизни соответствует
1) хламидомонада
2) серобактерия
3) бактериофаг
4) ламинария
5) лишайник

Ответ


Выберите два варианта. Энергетический обмен у обыкновенной амёбы происходит на уровне организации живого
1) клеточном
2) биосферном
3) организменном
4) биогеоценотическом
5) популяционно-видовом

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен веществ?
1) популяционно-видовой
2) организменный
3) молекулярно-генетический
4) биогеоценотический
5) клеточный

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Иерархичность организации живой материи позволяет условно подразделить ее на ряд уровней. Уровень организации живой материи — это функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей иерархии живого.

Выделяют следующие уровни организации живой материи.

  • Молекулярный (молекулярно-генетический) уровень . На этом уровне живая материя организуется в сложные высокомолекулярные органические соединения , такие как белки, нуклеиновые кислоты и др.
  • Субклеточный (надмолекулярный) уровень . На этом уровне живая материя организуется в органоиды : хромосомы, клеточную мембрану, эндоплазматическую сеть, митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы и другие субклеточные структуры.
  • Клеточный уровень . На этом уровне живая материя представлена клетками. Клетка — элементарная структурная и функциональная единица живого.
  • Органно-тканевой уровень . На этом уровне живая материя организуется в ткани и органы. Ткань — совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ. Орган — часть многоклеточного организма, выполняющая определенную функцию или функции.
  • Организменный (онтогенетический) уровень . На этом уровне живая материя представлена организмами. Организм (особь, индивид) — неделимая единица жизни, ее реальный носитель, характеризующийся всеми ее признаками.
  • Популяционно-видовой уровень . На этом уровне живая материя организуется в популяции. Популяция — совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида. Вид — совокупность особей (популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих в природе определенную область (ареал).
  • Биоценотический уровень . На этом уровне живая материя образует биоценозы. Биоценоз — совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории.
  • Биогеоценотический уровень . На этом уровне живая материя формирует биогеоценозы. Биогеоценоз — совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва).
  • Биосферный уровень . На этом уровне живая материя формирует биосферу. Биосфера — оболочка Земли, преобразованная деятельностью живых организмов.

Необходимо отметить, что биогеоценотический и биосферный уровни организации живой материи выделяют не всегда, поскольку они представлены биокосными системами, включающими не только живое, но и неживое вещество. Также часто не выделяют субклеточный и органно-тканевой уровни, включая их в клеточный и организменный соответственно.

Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Знать и понимать методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой природы;

Уметь объяснять роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Обмен веществ - одно из основных свойств живых систем, он характеризуется тем, что происходит

1. Избирательное реагирование на внешние воздействия окружающей среды

2. Изменение интенсивности физиологических процессов и функций с различными периодами колебаний

3. Передача из поколения в поколение признаков и свойств

4. Поглощение необходимых веществ и выделение продуктов жизнедеятельности

5. Поддержание относительно постоянного физико-химического состава внутренней среды

В цитологии НЕ используют следующие методы:

1. Генетическое клонирование

2. Культуры клеток и тканей

3. Микроскопия

4. Нанобиотехнологии

5. Центрифугирование

Процессы деления клеток изучают с помощью методов

1. Дифференциального центрифугирования

2. Культуры клеток

3. Микроскопии

4. Микрохирургии

5. Фото- и киносъемки

Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на... уровнях организации жизни.

1. Клеточном

2. Молекулярном

3. Организменном

4. Органном

5. Тканевом

Клеточную теорию сформулировали

2. А. Левенгук

3. Дж. Уотсон

4. Т. Шванн

5. М. Шлейден

Изучение биологических объектов, процессов в различных специально созданных условиях осуществляют с помощью методов

1. Абстрагирования

2. Клонирования

3. Моделирования

4. Обобщения

5. Эксперимента

Разделами ботаники являются

1. Альгология

2. Бриология

3. Ихтиология

4. Экология

5. Этология

1. Биохимия

2. Гистология

3. Морфология

4. Физиология

5. Цитология

Модель структуры ДНК в виде двойной спирали создали

2. А. Левенгук

3. Ф. Мюллер

4. Дж. Пристли

5. Д. Уотсон

Разделами зоологии являются

1. Альгология

2. Вирусология

3. Лихенология

4. Териология

5. Этология

Развитие - всеобщее свойство материи - представлено

1. Гомеостазом

2. Метаболизмом

3. Онтогенезом

4. Тропизмами

5. Филогенезом

В синтезе АТФ участвуют

1. Вакуоли

2. Митохондрии

3. Лизосомы

4. Хлоропласты

5. Хромопласты

1. Изготовил первый микроскоп

2. Открыл клеточное ядро

3. Ввел термин "клетка"

4. Описал пластиды и хроматофоры

5. Усовершенствовал микроскоп

Электронный микроскоп сконструировали

1. Р. Вирхов

2. М. Кнолль

3. Н. И. Лунин

4. И. И. Мечников

5. Е. Руска

Метод центрифугирования позволяет

1. Определять качественный и количественный состав веществ клетки

2. Определять пространственную конфигурацию и некоторые физические свойства макромолекул

5. Разделить органоиды клетки

Кириленко А. А. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания. 2017.

Задания №2.

1. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие уровни организации живой природы представлены биокосными системами, включающими не только живое вещество, но и неживое?

1. Организменный

2. Популяционно-видовой

3. Биоценотический

4. Биогеоценотический

5. Биосферный

2. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цитогенетический метод позволяет

1. Обнаружить генные мутации

2. Обнаружить хромосомные мутации

3. Обнаружить геномные мутации

4. Оценить роль внешней среды в формировании фенотипа

5. Прогнозировать вероятность передачи потомкам наследственных заболеваний

3. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биологические науки изучают сообщества живых организмов?

1. Экология

2. Морфология

3. Генетика

4. Ветеринария

5. Биогеография

4. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биологические науки изучают развитие жизни?

1. Анатомия

2. Палеонтология

3. Биохимия

4. Эволюционное учение

5. Биотехнология

5. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите самый простой и самый сложный уровни организации живой природы из ниже перечисленных.

1. Органно-тканевый

2. Популяционно-видовой

3. Молекулярно-генетический

4. Биоценотический

5. Субклеточный

6. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из свойств живого вещества связаны с развитием?

1. Онтогенез

2. Филогенез

3. Наследственность

4. Изменчивость

5. Раздражимость

7. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из свойств живого не присущи вирусам?

1. Клеточное строение

2. Обмен веществ

3. Способность к размножению

4. Наследственность

5. Изменчивость

8. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биологические науки не изучают эукариот?

1. Вирусология

2. Микология

3. Ботаника

4. Бактериология

5. Протистология

9. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биологические науки изучают молекулярный уровень развития жизни?

1. Молекулярная биология

2. Экология

3. Биохимия

4. Цитология

5. Гистология

10. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биологические науки изучают отдельные уровни организации всего живого?

1. Ботаника

2. Гистология

3. Генетика

4. Цитология

5. Эволюционное учение

11. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие классификационные единицы организмов являются специфическим объектом изучения селекции?

3. Семейство

12. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Укажите уровни организации жизни, являющиеся сферой изучения экологии.

1. Молекулярно-генетический

2. Клеточный

3. Органный

4. Организменный

5. Популяционно-видовой

13. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие ученые внесли значительный вклад в развитие эволюционного учения, предложив свои варианты теории эволюции живого мира?

1. Фрэнсис Крик

2. Маттиас Якоб Шлейден

3. Томас Морган

4. Жан-Батист Ламарк

5. Чарльз Дарвин

14. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие российские ученые внесли значительный вклад в развитие физиологии?

1. Иван Сеченов

2. Николай Вавилов

3. Николай Миклухо-Маклай

4. Иван Павлов

5. Владимир Вернадский

15. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Методы селекции позволили создать культурыне разновидности дикой капусты. Какие из них представлены в списке?

3. Кольраби

5. Брокколи

16. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

С помощью светового микроскопа в клетке арбуза невозможно увидеть

1. Оболочку

2. Включения

4. Вакуоли

5. Рибосомы

17. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Собственную ДНК содержат

1. Вакуоли

2. Рибосомы

3. Хлоропласты

5. Митохондрии

18. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

На молекулярном уровне организации живой природы происходят процессы

1. Деление

2. Метаболизм

3. Транскрипция

4. Онтогенез

5. Трансляция

19. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Круговорот веществ и превращение энергии происходят на... уровнях организации жизни.

1. Биогеоценотическом

2. Биосферном

3. Клеточном

4. Организменном

5. Популяционно-видовом

20. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Модель структуры ДНК в виде двойной спирали создали:

2. А. Левенгук

3. Д. Уотсон

4. Т. Шванн

5. М. Шлейден

21. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Биогенетический закон сформулировали

1. Вавилов Н. И.

2. Вайнберг В.

3. Геккель Э.

4. Либих Ю.

5. Мюллер Ф.

22. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В селекции растений применяют следующие методы

1. Искусственное осеменение

2. Искусственный мутагенез

3. Испытание производителей по потомству

4. Массовый отбор

5. Полиэмбрионию

23. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Организменный уровень организации живого изучают

1. Анатомия

2. Биохимия

3. Генетика

4. Гистология

5. Цитология

24. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

На популяционно-видовой уровне организации живой природы происходят:

1. Гомеостаз

2. Изменение генофонда

3. Круговорот веществ и превращение энергии

4. Размножение

5. Элементарные эволюционные изменения

25. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Разделами зоологии являются

1. Альгология

2. Бриология

3. Ихтиология

4. Лихенология

5. Энтомология

26. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

И. В. Мичурин в селекционной работе использовал следующие методы:

1. Искусственного мутагенеза

2. Клонирования

3. Ментора

4. Полиэмбрионии

5. Посредника

27. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

С помощью цитогенетического метода изучают:

1. Генетический состав популяций

2. Количество хромосом

3. Роль среды и наследственности в формировании признаков

4. Структуру хромосом

5. Характер и тип наследования признаков

28. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Методы физиологии человека позволяют изучить

1. Биотоки головного мозга

2. Биотоки сердца

3. Патологические изменения в строении органов

4. Строение органов и тканей

5. Тонкую структуру органов и тканей

29. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В биотехнологии используют следующие методы:

2. Микробиологический синтез

3. Пасынкование

4. Пикировка

5. Соматическая гибридизация клеток

30. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Методы электрофореза и хроматографии позволяют

1. Определить качественный и количественный состав веществ клетки

2. Определить пространственную конфигурацию и некоторые физические свойства макромолекул

3. Очистить макромолекулы, выделенные из клетки

4. Разделить смеси веществ, выделенные из клетки

5. Разделить органоиды клетки

31. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Укажите формулировки положений клеточной теории.

1. Оболочка грибной клетки состоит из углеводов.

2. В клетках животных отсутствует клеточная стенка.

3. Клетки всех организмов содержат ядро.

4. Клетки организмов сходны по химическому составу.

5. Новые клетки образуются путем деления исходной материнской клетки.

32. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Генеалогический метод исследования используют для установления

1. Доминантного характера наследования признака

2. Последовательности этапов индивидуального развития

3. Наследственного характера заболеваний

4. Типа высшей нервной деятельности

5. Сцепленности признака с полом

33. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие методы исследования используют в цитологии?

1. Центрифугирование

2. Культура ткани

3. Хроматография

4. Генеалогический

5. Гибридологический

34. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?

1. Биосферном

2. Клеточном

3. Популяционно-видовом

4. Молекулярном

5. Экосистемном

35. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза?

1. Биосферном

2. Клеточном

3. Биогеоценотическом

4. Молекулярном

5. Тканево-органном

36. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки служат исходными для живых и неживых объектов природы?

1. Клеточное строение

2. Изменение температуры тела

3. Наследственность

4. Раздражимость

5. Перемещение в пространстве

37. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Гибридологический метод исследования используют

1. Эмбриологи

2. Селекционеры

3. Генетики

4. Экологи

5. Биохимики

38. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Исторический метод исследования используют для изучения

1. Внутреннего строения организмов

2. Эволюции органического мира

3. Химического состава живого

4. Происхождения групп организмов на Земле

5. Онтогенеза организма

39. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Близнецовый метод исследования используют

1. Цитологи

2. Зоологи

3. Генетики

4. Селекционеры

5. Биохимики

40. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Генетики, используя генеалогический метод исследования, составляют

1. Генетическую карту хромосом

2. Схему скрещивания

3. Родословное дерево

4. Схему предковых родителей и их родственные связи в ряде поколений

5. Вариационную кривую

41. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Вклад биотехнологии в медицину состоит в

1. Использовании химического синтеза для получения лекарственных препаратов

2. Создании лечебных сывороток на основе плазмы крови иммунизированных животных

3. Синтезе гормонов человека в бактериальных клетках

4. Изучении родословных человека для выявления наследственных заболеваний

5. Культивировании штаммов бактерий и грибов для производства антибиотиков в промышленных масштабах

42. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных объектов существуют на субклеточном уровне?

1. Спирогира

2. Бактериофаг

3. Стрептококк

4. Митохондрии

5. Лейкопласты

43. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны только для живых систем?

1. Способность к передвижению

2. Обмен веществ и энергии

3. Зависимость от температурных колебаний

4. Рост, развитие и способность к самовоспроизведению

5. Устойчивость и относительно слабая изменчивость

44. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

По каким принципам организованы биологические системы?

1. Закрытость системы

2. Высокая энтропия системы

3. Низкая упорядоченность

4. Иерархичность - соподчинение элементов и частей

5. Оптимальность конструкции

45. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К эмпирическим методам биологических исследований относят

1. Сравнение

2. Абстрагирование

3. Обобщение

4. Экспериментальный метод

5. Наблюдение

46. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Что из нижеперечисленного можно установить экспериментальным методом?

1. Сроки весенней линьки у белки

2. Влияние удобрений на рост комнатного растения

3. Сроки прилета и отлета перелетных птиц

4. Высоту комнатного растения

5. Условия прорастания семян

47. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К теоретическим методам биологических исследований относят

1. Сравнение

2. Экспериментальный метод

3. Обобщение

4. Измерение

5. Наблюдение

48. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие методы исследования позволили установить пространственную структуру молекулы ДНК?

1. Цитогенетический метод

2. Рентгеноструктурный анализ

3. Метод культуры клеток

4. Метод моделирования

5. Центрифугирование

49. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие методы исследования помогают изучить процесс фотосинтеза в клетке?

1. Экспериментальный метод

2. Метод микроскопирования

3. Метод меченых атомов

4. Метод клеточных культур

5. Метод центрифугирования

50. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен веществ?

1. Популяционно-видовой

2. Организменный

3. Молекулярно-генетический

4. Биогеоценотический

5. Клеточный

51. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К генетическим относят термины

2. Филогенез

3. Фенотип

4. Консумент

5. Дивергенция

52. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Клеточному уровню организации жизни соответствуют

1. Амеба обыкновенная

2. Кишечная палочка

3. Бактериофаг

4. Гидра пресноводная

5. Вирус гриппа

53. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К методам цитологии относят

1. Микроскопирование

2. Мониторинг

3. Центрифугирование

4. Инбридинг

5. Гетерозис

54. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для которой свойственна организация с четкой иерархией. Именно это свойство и отражают так называемые уровни организации жизни. В такой системе все части четко расположены, начиная от низшего порядка к высшему.

Уровни организации жизни - это иерархическая система с соподчиненными порядками, которая отображает не только характер биосистем, но и их постепенное усложнение в отношении друг к другу. На сегодняшний день принято выделять восемь основных уровней

Кроме того, выделяют следующие системы организации:

1. Микросистема - это некая доорганизменная ступень, которая включает в себя молекулярные и субклеточные уровни.

2. Мезосистема - это следующая, организменная ступень. Сюда относят клеточный, тканевой, органный, системный и организменные уровни организации жизни.

Существуют также и макросистемы, которые представляют собой надорганизменную совокупность уровней.

Стоит также отметить, что каждый уровень имеет собственные характеристики, которые и будут рассмотрены ниже.

Доорганизменные уровни организации жизни

Здесь принято выделять две основных ступени:

1. Молекулярный уровень организации жизни - представляет собой уровень работы и организации биологических макромолекул, включая белки, нуклеиновые кислоты, липиды и полисахариды. Именно здесь начинаются самые важные процессы жизнедеятельности любого организма - клеточное дыхание, превращение энергии, а также передача генетической информации.

2. Субклеточный уровень - сюда можно отнести организацию клеточных органелл, каждая из которых исполняет важную роль в существовании клетки.

Организменные уровни организации жизни

К этой группе можно отнести те системы, которые обеспечивают целостную работу всего организма. Принято выделять следующие:

1. Клеточный уровень организации жизни . Ни для кого не секрет, что именно клетка является структурной единицей любого Этот уровень изучается с помощью цитологических, цитохимических, цитогенетических и

2. Тканевый уровень . Здесь основное внимание стоит уделить строению, особенностям и функционированию разного рода тканей, из которых, собственно, и состоят органы. Исследованиями этих структур занимаются гистология и гистохимия.

3. Органный уровень . характеризируются новым уровнем организации. Здесь некоторые группы тканей объединяются, образовывая целостную структуру со специфическими функциями. Каждый орган является частью живого организма, но не может самостоятельно существовать вне его. Этот уровень изучают такие науки, как физиология, анатомия и в некой мере эмбриология.

Организменный уровень представляет собой как одноклеточные, так и многоклеточные организмы. Ведь каждый организм является целостной системой, внутри которой осуществляются все важные для жизнедеятельности процессы. Кроме того, во внимание берутся и процессы оплодотворения, развития и роста, а также старения отдельного организма. Изучением этого уровня занимаются такие науки, как физиология, эмбриология, генетика, анатомия, палеонтология.

Надорганизменные уровни организации жизни

Здесь во внимание берутся уже не организмы и их структурные части, а определенная совокупность живых существ.

1. Популяционно-видовой уровень . Основной единицей здесь является популяция - совокупность организмов определенного вида, которая заселяет четко ограниченную территорию. Все особи способны к свободному скрещиванию друг с другом. В исследовании этого уровня участвую такие науки, как систематика, экология, генетика популяций, биогеография, таксономия.

2. Экосистемный уровень - здесь во внимание берется устойчивое сообщество разных популяций, существование которых тесно связано между собой и зависит от климатических условий и т. д. В основном изучением такого уровня организации занимается экология

3. Биосферный уровень - это высшая форма организации жизни, которая представляет собой глобальный комплекс биогеоценозов всей планеты.

Материи - это условное обозначение, принятое для классификации всех живых организмов на нашей планете. Живая природа Земли поистине разнообразна. Организмы могут принимать различные размеры: начиная от простейших и одноклеточных микробов, переходя к многоклеточным существам, и заканчивая самыми крупными животными на земле - китами.

Эволюция на Земле происходила таким образом, что организмы развивались от простейших (в прямом смысле) к более сложным. Так, то возникая, то исчезая, новые виды совершенствовались в ходе эволюции, принимая все более причудливый облик.

Чтобы систематизировать это невероятное количество живых организмов, и были введены уровни организации живой материи. Дело в том, что, несмотря на различия во внешнем виде и в строении, все организмы живой природы имеют общие черты: они так или иначе состоят из молекул, имеют в своем составе повторяющиеся элементы, в том или ином смысле - общие функции органов; они питаются, размножаются, стареют и умирают. Иными словами, свойства живого организма, несмотря на внешние различия, схожи. Собственно, ориентируясь на эти данные, можно проследить, как проходила эволюция на нашей планете.

2. Надмолекулярный или субклеточный. Уровень, на котором происходит структуризация молекул в органоиды клетки: хромосомы, вакуоли, ядро и т. д.

3. Клеточный. На этом уровне материя представлена в виде элементарной функциональной единицы - клетки.

4. Органно-тканевой уровень. Именно на этом уровне образуются все органы и ткани живого организма вне зависимости от их сложности: головной мозг, язык, почка и др. При этом следует иметь в виду, что ткань - совокупность клеток, объединенных общим строением и функцией. Орган - часть организма, в «обязанности» которой входит выполнение четко определенной функции.

5. Онтогенетический или организменный уровень. На этом уровне различные по функциональности органы объединяются в целостный организм. Говоря иначе, этот уровень представлен уже целостным индивидом любого вида.

6. Популяционно-видовой. Организмы или индивиды, имеющие сходное строение, функции и схожий облик и тем самым относящиеся к одному виду, включаются в одну популяцию. В биологии под популяцией понимают совокупность всех особей данного вида. В свою очередь, все они образуют генетически единую и обособленную систему. Популяция обитает в определенном месте - ареале и, как правило, не пересекается с представителями других видов. Вид, в свою очередь, представляет собой совокупность всех популяций. Живые организмы могут скрещиваться и производить потомство лишь в рамках своего вида.

7. Биоценотический. Уровень, на котором живые организмы объединяются в биоценозы - совокупность всех популяций, проживающих на конкретной территории. Принадлежность к тому или иному виду в этом случае не имеет значения.

8. Биогеоценотический. Этот уровень обусловлен образованием биогеоценозов, то есть совокупности биоценоза и неживых факторов (почва, климатические условия) в той области, где биоценоз обитает.

9. Биосферный. Уровень, объединяющий все живые организмы на планете.

Таким образом, уровни организации живой материи включают в себя девять пунктов. Подобная классификация определяет существующую в современной науке систематизацию живых организмов.

Похожие публикации