Джон локк педагогические идеи презентация. Педагогические идеи джона локка

Зайцева Ксения, Кириченко Артур, Мамадаминов Бахром

Руководитель проекта:

Павлова Ольга Викторовна

Учреждение:

МБОУ СОШ п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края

В данном исследовательском проекте по математике на тему "Симметрия в жизни" учащийся проводит наблюдения, выполняет поиск литературы, систематизирует и анализирует материал, в следствии чего выясняет, как проявляется симметрия в жизни.

В представленной исследовательской работе по математике на тему "Симметрия в жизни" автор дает общее понятие симметрии, рассматривает виды и применение симметрии в русском языке, в одежде, быту, живой природе, архитектуре и в предметах декоративно-прикладного искусства.


В ходе проектно-исследовательской работы по математике "Симметрия в жизни" создаются фотографии вещей и предметов, проводится анализ их на симметричность, находятся оси и центры симметрии.

В предложенном проекте по математике "Симметрия в жизни" продемонстрировано, как будет выглядеть одежда, если она не будет симметрична относительно левой и правой части.

"Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного. "

Аристотель

Введение
1. Определение симметрии.
2. Виды симметрии.
3. Применения симметрии.
4. Русский язык и симметрия.

6. Симметрия в быту.
7. Симметрия в живой природе.

9. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства.
Заключение
Список использованных источников.

Введение


«Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе »

Л.Н. Толстой

Объект исследования – симметрия.

Предмет исследования – симметрия в жизни.

Цель работы : выяснить, как проявляется симметрия в жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи :

  1. Дать общее понятие о симметрии, о видах симметрии, симметрии в жизни.
  2. Сделать фотографии всего, что мы можем и проанализировать, симметричны ли они, найти оси и центры симметрии.
  3. Продемонстрировать, как будут выглядеть одежды, если их одежды будут не симметричные относительно левой и правой части.
  4. Представить результаты наблюдения в презентации.

Гипотеза исследования: симметрия это - гармония и красота, равновесие, устойчивость.

Методы исследования:

  1. Анализ статей о симметрии в жизни.
  2. Наблюдение.
  3. Компьютерное моделирование (обработка фотографий средствами графического редактора).
  4. Обобщение и систематизация полученных данных.

Этапы работы:

  1. Подготовительный. Изучение литературы, составление плана.
  2. Основной. Сбор информации, фотосъёмка, обработка фотографий.
  3. Заключительный. Систематизация полученной информации, составление презентации.

Актуальность темы .
Тема проекта по математике «Симметрия в жизни » очень актуальна и интересна. В наше время, наверное, трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.

С симметрией мы встречаемся буквально на каждом шагу: в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого развития. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.

1. Определение симметрии

Симметрия - соответствие, неизменность, одно из наиболее наглядно проявляющихся (а потому и наиболее привычных для нас) свойств композиции. Это и свойство - состояние формы, и средство, с помощью которого организуется форма.


Под симметрией понимают всякую правильность во внутреннем строении тела или фигуры.

Один из известных математиков Герман Вейль писал, что "симметрия - является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство ".

2. Виды симметрии

Вид симметрии Определение Пример
Лучевая Расположение частей тела, позволяющее разделить его на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины в нескольких плоскостях.
Билатеральная (осевая) Расположение частей тела, позволяющее разделить его на две равные, зеркально отражающие друг друга половины лишь одной плоскостью. Эта плоскость носит название оси симметрии.
Центральная Симметрия относительно точки. Предполагает, что по обе стороны от точки, на одинаковых расстояниях находится какой либо предмет.
Зеркальная Зеркальная симметрия в архитектуре и природе. Отражение прибрежных зданий. Оптическое отражение в реке прибрежных деревьев.Отражение свечи в зеркале.

3. Применения симметрии

Изучив теоретический материал и понаблюдав за окружающим нас миром, мы пришли к выводу , что симметрия буквально пронизывает все, что нас окружает.

Но, в то же время, мы заметили, что в формах природы постоянно встречаются отступления: одна клешня краба или рака заметно больше другой.

Рисунок полос зебры не повторяется на двух половинах ее тела и т.д. Асимметрия и симметрия постоянно взаимодействуют.

4. Русский язык и симметрия

Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения симметрии.

Вертикальная ось симметрии: А; Д; Л; М; П; Т; Ф; Ш.
Горизонтальная ось симметрии: В; Е; З; К; С; Э; Ю.
И вертикальные, и горизонтальные оси симметрии: Ж; Н; О; Х.
Ни вертикальные, ни горизонтальные оси: Б; Г; И; Й; Р; У; Ц; Ч; Щ; Я.

В русском языке есть симметричные слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях:
Шалаш, казак, радар, Алла, Анна, кок, поп.

Могут быть палиндромическими и предложения. Написаны тысячи таких предложений.
«А роза упала на лапу Азора ».
«А луна канула ».

6. Симметрия в быту


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширить изучение и привить познавательный интерес к данной теме, найти применение в повседневной жизни, развить творческие способности в построении симметричных фигур.

Задачи урока:

  • повторить центральную и осевую зеркальную симметрии;
  • выполнить задания по построению симметричных фигур, различных
  • закрепить знания по видам симметрии.

Ход урока

I. Введение в тему урока (создание проблемной ситуации).

Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.

Вопрос: О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании? (О симметрии). Почему вы решили, что в этих словах речь идет о симметрии? (Подсказки в рисунках; давайте проанализируем еще раз текст, что объединяет эти слова; чья версия похожа на правду?)

Учитель сообщает тему урока. Учащиеся записывают ее в тетрадь.

Учитель: Сегодня на уроке мы вновь прикоснемся к удивительному математическому понятию – симметрии. В древности слово “симметрия” употреблялась как “красота”, “гармония”. Термин “гармония” в переводе с греческого означает “соразмерность, одинаковость в расположении частей”. Известный немецкий математик Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: “Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство”.

Учитель сообщает цель и задачи урока.

II. Повторение изученного материала.

Какие основные виды симметрии вы знаете? (Центральная и осевая симметрии)

В ходе предыдущих этапов работы были рассмотрены понятия: осевая и центральная симметрии, симметричные фигуры. Необходимо их уточнить.

Сейчас мы рассмотрим эти виды симметрии. В геометрии существуют фигуры, обладающие центральной и осевой симметрией. Назовите фигуры, которые обладают ими.

Какую симметрию имеет каждая из указанных фигур?

А прямоугольник обладает центральной симметрией? А параллелограмм осевой?

Вопрос: Какие фигуры имеют больше всего осей симметрии? (Круг и прямая)

А вы знаете, что еще в Древней Греции круг считался венцом совершенства.

Привести примеры зеркальной симметрии?

IV. Различные проявления симметрии.

Вопрос: А где вы встречались с симметрией в жизни? Где в повседневной жизни вы с ней сталкивались? (Приведите примеры)

Симметрия широко распространена в природе. Так же издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Однако симметрия существует и там, где ее не видно на первый взгляд. Физик скажет вам, что всякое твердое тело – это кристалл. Химик скажет, что все тела состоят из молекул, а молекулы состоят из атомов. А многие атомы располагаются в пространстве по принципу симметрии.

Понятие “симметрия” “Симметрия” - слово греческого происхождения. Оно означает соразмерность, наличие определенного порядка, закономерности в расположении частей

Применение симметрии. Принципы симметрии играют важную роль в биологии и химии, физике и математике, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. В искусстве симметрия играет огромную роль, многие шедевры архитектуры обладают симметрией.

Симметрия в архитектуре. Прекрасные образцы симметрии демонстрируют произведения архитектуры, которые сопровождают человечество на всем его историческом пути. Симметричные объекты обладают большей устойчивостью и равной функциональностью в разных направлениях. Все это привело человека к мысли о том, что, чтобы сооружение было красивым, оно должно быть симметричным. Луи Пастер полагал, что симметрия - страж покоя, а асимметрия - двигатель жизни.

Симметрия в природе. Симметрия широко встречается в объектах живой и неживой природы. Установлено, что в природе наиболее распространены два вида симметрии - "зеркальная" и "лучевая" (или "радиальная") симметрии. "Зеркальной" симметрией обладает бабочка, листок или жук) и часто такой вид симметрии называется "симметрией листка" или "билатеральной симметрией". К формам с лучевой симметрией относятся гриб, ромашка, сосновое дерево и часто такой вид симметрии называется "ромашко-грибной" симметрией.

Животный мир и симметрия. На плоскости существует два вида симметрии: осевая и центральная. Симметрию живого существа определяет направление его движения. Для живых существ, для которых ведущим направлением является направление движения “вперед”, наиболее характерна осевая симметрия. Так как в этом направлении животные устремляются за пищей и в этом же спасаются от преследователей. А нарушение симметрии привело бы к торможению одной из сторон и превращению поступательного движения в круговое. Центральная симметрия чаще встречается в форме животных, обитающих под водой.

Асимметрию можно наблюдать на примере простейших животных. Как вы понимаете асимметрия? Приведите примеры, где вы встречались с ней.

Снежинки. Снежинки - это звёздчатые многоугольники. Они обладают поворотной симметрией, имеют центр симметрии и обычно шесть осей симметрии. По аналогии в пространстве звёздчатые многогранники имеют те же виды симметрий, но подчиняются ещё и зеркальной симметрии, то есть симметрии относительно плоскости. Тысячи разнообразных форм снежинок объединены законом поворотной симметрии 6-го порядка. Их изучал Рене Декарт. Показать модель звёздчатых многогранников и снежинок. Вырезать самостоятельно снежинку.

Математика: с более широким пониманием симметрии в математике вы встретитесь немного позже и сможете тогда ответить на следующие вопросы: При изучении темы “Движение”: Что такое параллельный перенос?

“Графики различных функций”: Как выглядят графики симметричные относительно осей координат? Как выглядят графики симметричные относительно начала координат?

Как выполнить преобразование графика симметрично относительно прямой y = x?

Как выполнить растяжение и сжатие графика вдоль осей координат?

Многогранники в математике: Какие оси и центры симметрии присутствуют в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде?

Какие виды симметрии встречаются в пространстве (центральная, осевая, зеркальная)?

Как люди используют свойства подобия в жизни?

Симметричны ли молекулы?

Как проявляется симметрия в строении кристаллов?

Литература:

Как проанализировать литературные произведения с точки зрения симметрии?

Проявление симметрии – обязательное условие красоты поэзии (прозы)?

Найдите проявления симметрии в системе образов выбранного художественного произведения?

Что такое “биполярный мир”?

Каковы проявления симметрии в развитии восточных цивилизаций?

Какая связь между геометрической симметрией и законами сохранения?

Как проявляется симметрия в законе сохранения электрического заряда (уравнениях Максвелла и т.д.)?

Как проявляется симметрия в произведениях живописи, архитектуры и т.д.?

Каковы проявления симметрии между ритуалами и мифами соседних народов?

В чем отличительная черта архитектуры 17 века?

Биология:

Как симметрия проявляется в неживой природе?

Как симметрия проявляется в строение организмов?

Симметричен ли человек?

VII. Итог урока

1. Рефлексия.

Основополагающий вопрос: Властвует ли симметрия над миром?

Проблемные вопросы.

Заключение. Симметрия – это не только математическое понятие. Его заимствовали из природы. А так как человек – это часть природы, то человеческое творчество во всех его проявлениях тяготеет к симметрии. Симметрия в живой природе: в животном и растительном мире, – передается генетически из поколения в поколение. На вопрос: “Есть ли будущее без симметрии?” мы можем ответить словами классика современного естествознания, мыслителя Владимира Ивановича Вернадского “Принцип симметрии охватывает все новые и новые области…”.

Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. Итак, "сфера влияния" симметрии (а значит, ее антипода - асимметрии), поистине безгранична. Природа - наука - искусство . Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал - симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства.

2. Сообщение задач на последующие уроки по данной теме.Если вы заинтересовались темой “Симметрия”, то я вас попрошу подготовить материал по новым видам симметрии и о различных проявлениях симметрии. У вас еще есть время, т.к. тему “Движения” мы будем изучать в 4 четверти.

  • “Мозговой штурм”.
  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.
  • Выбор творческого названия проекта.
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
    • Визитная карточка проекта.
    • Публикация учителя.
    • Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
    • Пример продукта проектной деятельности учащихся.
    • Материалы по формирующему и итоговому оцениванию.
    • Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности.
    • Полезные ресурсы.

    Проблемные вопросы:

    1. Почему природа создаёт симметрию?
    2. К чему она стремится, создавая симметрию?
    3. Каковы особенности проявления симметрии в различных сферах жизни?
    4. Во всём ли в жизни должна быть симметрия?
    5. Может ли симметрия вызывать отрицательные эмоции?

    Учебные вопросы: Что такое симметрия? Какие существуют виды симметрии? Каковы их свойства? Где используются в окружающем мире свойства симметричных и симметрично- расположенных фигур? Где встречаемся с симметрией в математике? Каковы особенности проявления симметрии в природе, в искусстве, ..?

    Основополагающий вопрос.

    Властвует ли симметрия над миром?

    Проблемные вопросы.

    1. Что общего между красотой природы, красотой поэзии, красотой физической теории...?
    2. В каких явлениях и объектах реального мира можно найти проявления симметрии?
    3. Действуют ли и как законы симметрии в той предметной области, которая Вам интересна?
    4. Каковы особенности проявления симметрии в различных сферах жизни?
    5. Можно ли, отыскивая новые симметрии, продвигаться к пониманию мира и постигать законы красоты?

    Проект в рамках изучения темы "Геометрические преобразования" в курсе основной школы (Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Понятие о гомотетии. Подобие фигур) или в теме "Многогранники" (Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и в пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная).

    Симметрия в архитектуре.

    Прекрасные образцы симметрии демонстрируют произведения архитектуры, которые сопровождают человечество на всем его историческом пути. Симметричные объекты обладают большей устойчивостью и равной функциональностью в разных направлениях. Все это привело человека к мысли о том, что, чтобы сооружение было красивым, оно должно быть симметричным. Луи Пастер полагал, что симметрия - страж покоя, а асимметрия - двигатель жизни. Одной из основных задач проекта является то, чтобы его участники получили дополнительные знания по выбранной теме, увидели проявление симметрии в окружающем мире. Данный проект предназначен для развития творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности и пространственного воображения.

    Педагогика

    Слайд 2

    Биографическая справка

    Джон Локк родился 29 августа 1632 года в Рингтоне на западе Англии в семье провинциального адвоката. В 1646 году зачислен в Вестминстерскую школу, где получает схоластическое образование. В 1652 году Локк поступает в Оксфордский университет. В 1656 году получает степень бакалавра, а в 1658-м — магистра этого университета. В 1667 году Локк принимает предложение лорда Эшли занять место домашнего врача и воспитателя его сына. Затем активно приобщается к политической деятельности. Английский философ, общественный и государственный деятель, представитель эмпиризма и либерализма. Критиковал религиозную нетерпимость и отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей на власть. Сформировал собственную теорию идей, государственного устройства и теорию познания. В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в Отс. Умер Локк 28 октября 1704.

    Слайд 3

    Философские идеи Дж. Локка

    В своих трудах Локк отстаивал договорную теорию происхождения государства и теoрию «естественного права». В основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) Локк стремился доказать, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске» (tabularasa). Представления приходят в наше сознание через ощущения, через органы чувств, утверждает Локк. Это главнейшее средство познания мира. Таким образом, он здесь становится на позиции материалистического сенсуализма. Дуализм - кроме внешнего опыта, существует опыт внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Разработал ряд вопросов эмпирической психологии, базирующейся на самонаблюдении. Он указывает на особое значение разума человека, который оценивает наш выбор, определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Воспитание разума поэтому приобретает особо важную роль. Не отрицал наличия бога как творца и создателя всех вещей и считал, что следует очень рано запечатлеть в душе ребенка прочные понятия о божестве и важности религии.

    Слайд 4

    Основные педагогические идеи Дж. Локка

    Решающую роль в развитии человека должна отводиться воспитанию. Главную задачу он видел в дисциплинировании характера. Главным воспитательным средством являются пример и среда, но выход из определенной среды в другую нежелателен. Душа ребенка есть чистый лист бумаги - «Tàbularasà (лат. «чистая доска»)», на кот можно написать все, что угодно. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни. Так как правила морали начинают внушать ребенку с самых ранних лет, создается впечатление, что они врожденны. В «Опыте о человеческом разуме» Локк определяет добро и зло. «Добром» мы называем то, что может принести удовольствие или продлить его, уменьшить страдания, а “злом”-то, что приводит к страданию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага. Законы морали, по мнению Локка, определяются личными интересами индивида, и все, что дает личную пользу, является моральным. Образование Локк ставил на второй план, считая физическое и нравственное воспитание более важной задачей. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого вырабатывались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой.

    Слайд 6

    Воспитание джентльмена

    Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека. Джентльмена, умеющего «вести «свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов, которые, по его мнению, способны только на то, чтобы «с ловкостью и проворством обкрадывать фруктовые сады». Система воспитания джентльмена, построена на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны): Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры. Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека. Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу. Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности. Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы, нравственность, главнейшие части гражданского права, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла

    Слайд 7

    О «рабочих школах»

    «Дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует организовать «рабочие школы», куда в обязательном порядке направлять тех детей с 3 до 14 лет, родители которых нищенствуют и обращаются за пособием. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей будут продаваться и окупать их содержание. Особенно важно, указывает он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет могучим воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Тем самым дети будут работать на мастеров и фабрикантов.

    Посмотреть все слайды

    Похожие публикации